Музей кино Одессы

Музей был создан по инициативе Одесского отделения союза кинематографистов Украины. В числе инициаторов был заслуженный деятель искусств Украины, кинорежиссер Вадим Васильевич Костроменко. Любители кино моего поколения помнят популярные фильмы «Верность», «Чертова дюжина» (операторские работы В.В. Костроменко). «Всадники», «Квартет Гварнери», «Секретный фарватер» и др. (режиссерские работы). В музее есть материал не только Одесской киностудии, но и ее предшественников – частных киностудий (первых в Одессе киноателье «Мирограф», «Мизрах», Борисова, Харитонова и др.), по-этому он так и называется «Музей кино Одессы».
Начинался музей с того, что у киностудии был информационно-методический отдел (ИМО), куда сдавались материалы после съемок фильмов. Когда в 1989 году киностудию реорганизовали в кинокомбинат, эти материалы были переданы в союз кинематографистов – 93 экспоната. Сегодня в музее находится свыше 10 тысяч единиц хранения материалов, свидетельствующих о кинематографической деятельности в Одессе.
В фондах музея находятся:

  • раритетная литература: книги, газеты, журналы о кино с 1900 года; персоналии первых директоров Одесской студии М. Капчинского, Л. Поляка, Г. Збандута; режиссёров студии А. Довженко, И. Кавалеридзе, Г. Тасина, К. Муратовой, М. Каца, Р. Василевского; актёров Амвросия Бучмы, Веры Холодной, Владимира Высоцкого и др.;
  • съёмочные и звукозаписывающие аппараты, осветительные приборы, монтажные приспособления, кинопроекторы и др.;
  • досье на каждый прокатный и телевизионный фильм, снятый на студии с 1954 г. (литературные и режиссёрские сценарии, монтажные записи фильмов, комплекты рекламных фотографий, отзывы прессы);
  • эскизы декораций и костюмов на все фильмы с послевоенных лет;
  • постановочные проекты к фильмам (147 альбомов);
  • актёрские пробы (94 альбома);
  • картотека всех актёров, снимавшихся на Одесской киностудии;
  • фотопортреты всех работавших и работающих на студии режиссёров, опера-торов, звукооператоров, художников и др.;
  • аудиозаписи наиболее интересных событий («Золотой Дюк» и др.);
  • видеофильмы и видеозаписи воспоминаний, кинофильмы студии на 16-мм плёнке и видеоносителях;
  • мемуары работников студии – изданные и неизданные;
  • нотная библиотека – автографы композиторов, писавших для студии;
  • плакаты к фильмам Одесской киностудии;
  • призы и награды фильмам студии;
  • коллекция значков, конвертов, посвящённых кино;
  • информационно-методические материалы по разным историческим эпохам: костюмы гражданские и военные, знаки различия разных армий, транспорт, автомобили, дензнаки, типажи и пр.

Экспозиция начинается с портрета выдающегося изобретателя, одессита Иосифа Тимченко – создателя первого (за два года до Люмьеров) аппарата для съёмки и демонстрации движущегося изображения. Автор портрета художник Алексей Kостроменко. Во время экскурсии можно узнать о жизни и деятельности нашего земляка. Сын крепостного из-под Харькова И. Тимченко в 22 года, увлекшись идеями Миклухо-Маклая, решил с друзьями отправиться в Океанию, для чего прибыл в Одессу. Так случилось, что он остался работать на судоремонтном заводе. Он автор многих изобретений. В марте 1880 года И. Тимченко был назначен на должность механика Новороссийского (Одесского) университета. Летом 1893 года, при участии одесского инженера М. Фрейден-берга сконструировал первый в мире съемочный аппарат, которым были сняты две ленты – «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». 9 января 1894 года в Москве, на шестом заседании секции физики IХ съезда русских естествоиспытателей и врачей был показан аппарат Тимченко с механизмом прерывистого движения ленты и с проекцией на экран. В музее есть копия фрагмента текста с благодарностью от ученых. Ни участники секции, ни сам И. Тимченко серьезно к изобретению не отнеслись. 1895 году, как известно братья Люмьер продемонстрировали свой аппарат и запатентовали его. Уже в годы советской власти аппарат И. Тимченко был передан в Московский Политехнический музей как первый аппарат для съёмки и показа картин. Существует предположение, что Иосифом Тимченко был собран второй такой же аппарат, который может находиться в Харькове. Если его найдут, то музей, возможно, пополнится новым ценнейшим экспонатом. Кстати, в Харькове живет правнук Тимченко – Виктор Гергежа. Он предоставил Музею кино новую информацию о своем знаменитом прадеде и уникальные фотографии, запечатлевшие его участие во Всемирной Парижской   выставке в 1900 году.
Благодаря инициативе Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины, директора музея кино Одессы В.В. Костроменко с целью увековечения памяти талантливого изобретателя в Одессе установлен памятный знак И.А. Тимченко и его семье на Втором Христианском кладбище и мемориальная доска на фасаде дома № 24 по ул. Преображенской, где он жил и работал.
На мой взгляд, уникальным экспонатом является киноаппарат, которым оператор Даниил Демуцкий снимал фильмы Александра Довженко. Он назвал оператора «великим художником нашей кинематографии». «Вася-реформатор», «Ягодка любви» – первые фильмы, снятые вместе. Шедевром стал их совместный фильм «Арсенал», в котором снимался Амвросий Бучма. Удивительно то, что кинокамера до сих пор в рабочем состоянии: только заря-дить пленку и снимать.
В музее находится экспозиция, посвященная великой актрисе немого кино Вере Холодной, жизнь и творчество которой также связаны с Одесской кино-студией. Центральное место в этой экспозиции занимает перчатка Веры Холодной, украшенная лилией. Перчатка была подарена музею дочерью актрисы, а лилии были ее любимыми цветами. Вера Холодная умерла в 1919 году Одессе во время эпидемии гриппа в 26 лет. Директор музея поставил под сомнение причину ее смерти. Когда Вера Холодная болела, ее поклонники принесли большое количество лилий. У нее была аллергия, и причиной смерти мог стать приступ аллергии от цветов, обостренный гриппом. Занимаясь дальше исследованием жизни Веры Холодной, В.В. Костроменко выдвинул еще одну версию: она была отравлена интервентами. К сожалению могила актрисы не сохранилась, но на Втором христианском кладбище есть памятный знак на могиле ее режиссера П. Чардынина.
Среди других примечательных экспонатов в музее есть кожаное пальто и шляпа Глеба Жеглова, которого блистательно сыграл всенародный любимец Владимир Высоцкий. Известен факт, что Высоцкий снимал некоторые эпизоды фильма «Место встречи изменить нельзя» как режиссер. По рассказам участников съемочной группы, у него это хорошо получалось. После этого он мог дебютировать как режиссер фильма «Зеленый фургон», но не успел…
Музей расположен в старинном особняке, принадлежавшем до революции Демидовым. Этот дом и земля вокруг него должны были стать приданным для младшей дочери Елены. С ней связана драматическая история, которую рас-сказал В.В. Костроменко. Накануне замужества Елены ее лицо было обезображено кислотой, которую плеснула девушка Соня, решившая таким образом отомстить из ревности. Свадьба так и не состоялась. Елена Демидова уехала в Италию и занялась благотворительностью. Во Флоренции ей установлен памятник.
Много достопримечательностей на территории самой киностудии:

  • первый съемочный павильон, где снималась В. Холодная;
  • бассейн, в котором использовали модели кораблей для съемок фильмов;
  • памятник актеру А. Бучме, который первым сыграл Тараса Шевченко в одно-именном фильме режиссера П. Чардынина, снятом в 1925-1926 гг.;
  • памятник кинооператорам военной поры и др.

Растет на киностудии тополь, имевший в каком-то смысле сакральное значение для тех, кто приступал к созданию фильмов. Все участники киногруппы становились вокруг столетнего дерева и прикасались к нему рукой, веря в то, что оно принесет удачу. Это было давней традицией одесских киношников.
Музей живет. Сюда приходят студенты и старшеклассники, которые интересуются историей нашего края, историей кино, пишут рефераты по развитию культуры в нашем городе. Материалы музея могут использоваться учителями для подготовки уроков по краеведению в 10-11 классах. Музей посещают киноведы и историки кино из Англии, Бельгии, Германии, Израиля, Италии, Польши, США, Японии, Венгрии, Канады, Франции.
Сегодня на Одесской киностудии снимают мало фильмов, как и в Украине в целом. Остается надежда, что украинское кино возродится именно в Одессе, откуда оно и начиналось.

Автор:  Кучеренко Ю.А. – викладач Одеського коледжу економіки, права та готельно-ресторанного бізнесу

Джерело: Роль музеїв у культурному просторі України й світу: стан, проблеми, перспективи розвитку музейної галузі. (Збірник матеріалів загальноукраїнської наукової конференції з проблем музеєзнавства, присвяченої 160річчю заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворннцького) Вин. 11. — Д.: АРТПРЕС. 2009. 608 с.