К вопросу о межкультурных связях племен Левобережного Предстепья в раннем бронзовом веке

Среди проблем культурогенеза древнего населения Циркумпонтийской зоны и Северного Кавказа особое место занимают формы взаимодействия участвующих в этом процессе племен (Массон, 1992). Стало уже традицией привлекать отдельные категории инвентаря погребений Предкавказья, и, прежде всего, из металла, для датирования комплексов степных культур, в частности, ямной и катакомбной. По данным А. Л. Нечитайло в памятниках ямной культуры преобладают в качестве импортов орудия труда и значительно реже в этой роли выступают «вилки, предметы украшения и оружие» (Нечитайло, 1991). При этом отмечается, что украшения из металла представлены, исключительно пуансонными бляхами и только на стадии катакомбной культуры их ассортимент расширяется (Нечитайло, 1991). Имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют дополнить этот список, а обнаружение двух идентичных ямных комплексов со стержневидными подвесками из Присамарья (с. Новошандровка, 3/2; с. Хащевое, 6/17) исключает элемент случайности их присутствия здесь. Последнее, на наш взгляд, несколько меняет бытующие представления о типологическом составе импортов и позволяет уточнить, основываясь на новых источниках, время возникновения взаимосвязей между двумя регионами.

Рассматриваемый тип подвесок по классификации С. Н. Санжарова (1992) относится к группе «архаичных», В. И. Марковин аналогичные им из Прикубанья считает «прототипом более поздних подвесок, имитирующих обрывок шнура» (Марковин,, 1960). На территории Северного Кавказа стерженьки-подвески происходят из курганных погребений этапа ІВ (по В. А. Сафронову). А. Л. Нечитайло приводятся сведения о присутствий рассматриваемого типа подвесок в ряде погребений северокавказской культуры (Нечитайло, 1978). Учитывая существующие датировки, ямные погребения Левобережного Предстепья, содержащие стерженьки-подвески «архаического типа» можно отнести к рубежу III–II тыс. до н. э. и рассматривать эту дату как время начала проникновения данного типа украшений в Степь.

Более сложные по технологии изготовления стерженьки-подвески происходят из катакомбного погребения № 3 кургана 9 у с. Вербки в Присамарье. Они представлены многовитковыми шнуровидными с одним и двумя шариками на конце, а также в виде уплощенного стержня, состоящего из двух продольных половинок и утолщения-шарика на конце. Входящие в один комплекс с ними кольцевидные медальоны с ушком для подвешивания, литая полусферическая бляха с отверстием по центру, костяная молоточковидная булавка и др., позволяют датировать комплекс первой четвертью II тыс. до н. э. (Братченко,. 1976; Сафронов, 1974; Фещенко, 1990; Санжаров, 1992), что учитывая время бытования ямных памятников Левобережного Предстепья, предполагает временное сосуществование ямной и катакомбной культур. Последнее находит подтверждение в датировках раннекатакомбных погребений сопредельных территорий (Посредников, Постников, 1990; Братченко,. 1989).

Относительно взаимосвязей носителей катакомбных культур двух регионов довольно много данных, свидетельствующих о разнообразии форм последних, включая миграции в Степь и Лесостепь предкавказских племен. В связи с этим заслуживают особого внимания погребения т. н. манычского типа. В к. 7 у с. Богдановна Павлоградского района обнаружено 4 таких погребения. Они произведены в катакомбных могилах с прямоугольным входным колодцем и овальной камерой. Положение скелетов скорченное на правом боку, что, по мысли В. А. Сафронова, характерно для V группы погребений Калмыкии, непосредственно связываемой им с понятием «манычский вариант» (Сафронов, 1974). Инвентарь включает металлическую посоховидную булавку, ложковидную подвеску, бочонковидные и биконические бусы, керамику, имеющую аналогии в памятниках Северной Осетии, Луговом поселении, что позволяет датировать их XVII–XV вв. до н. э. (Марина, Фещенко, 1989). Последнее свидетельствует о раннем проникновении групп манычского населения в Днепровское Левобережье и длительности его пребывания здесь.

З. П. Марина (Дніпропетровськ)

Джерело: Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І.Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.