А. А. Верховцев – первый устроитель Екатерининской железной дороги

Успехи в строительстве и дальнейшем развитии Екатерининской (1882-1936) – Приднепровской железной дороги, которая занимала первое место в России среди всей русской рельсовой сети по размеру перевозимых грузов (уголь, руда, зерно), обращают внимание современных исследователей. Мы же, со своей стороны, видим в этом заслугу её первого начальника Верховцева Александра Апполоновича. Кто он и каков же его вклад в историю строительства и развития Екатерининской железной дороги? При работе с документами архивного фонда Петроградского института инженеров путей сообщения, в личном деле А. А. Верховцева и в его делах о проведении экзаменов в институте за 1854, 1857, 1860 г. найдены следующие сведения: Александр Апполонович Верховцев родился 08.02.1839 г., крещен в Успенской казачьей церкви Замоскворецкого сорока. Отец – Апполон Ильич Верховцев, мать – Ольга Тимофеевна – православные. 22 апреля 1849 г. Александр Апполонович Верховцев был принят в число кандидатов на казенный счет института корпуса путей сообщения в С.-Петербурге, который окончил в чине инженер – поручика в 1860 г. [ 4 лл. 27, 31об.,32].
В фонде Департамента герольдии Сената хранится дело «О дворянстве Верховцевых по Московской губернии» (1846-1865 г.г.) [7]. О службе А. А. Верховцева свидетельствует «Формулярный список о службе тайного советника инженера путей сообщения Александра Верховцева» [8]. Телеграмма о скоропостижной смерти А. А. Верховцева 19.11.1900 г. «от мозгового удара» [9]. Копии этих 3-х документов хранятся в Народном музее управления ГП «Приднепровской ж.д». С 1860 – состоял по Министерству путей сообщения России и до 1867 служил в IV округе пути Харьковской дороги в должности начальника отделения. За отличную, усердную и ревностную службу был награжден орденом Святого Станислава III ст. – апрель 1867, а с ноября назначен помощником начальника 2-й дистанции Московско-Тульского участка Курской железной дороги. В этом же году, в связи с временным преобразованием корпуса инженеров путей сообщения из военного в гражданский, Верховцев был переименован в коллежские асессоры по старшинству (1868) и назначен начальником Московско-Курской железной дороги. За от-личную службу в этой должности награжден орденом Св. Анны III ст. (1870). 1870-1880-е годы в трудовой биографии были самыми плодотворными и результативными для А. А. Верховцева. Уже в 1871 году Правительствующий Сенат произвел Александра Апполоновича в надворные советники, а приказом по Министерству путей сообщения назначен младшим помощником инспектора Московско-Курской железной дороги, в 1873 – помощником инспектора. В 1874 произведен в коллежские советники. Приобрел большой практический опыт и в 1875 получил назначение на должность управляющего Орловско-Грязской железной дороги, которая находилась в аварийном состоянии, а под умелым руководством Александра Апполоновича была приведена в порядок. Уже в ноябре 1876 г. по МПС ему была объявлена благодарность за «Содействие в исправном ее содержании».
Накануне русско-турецкой войны в 1876 г. в Москве был сформирован первый железнодорожный батальон. Затем были образованы и отправлены в район военных действий еще два батальона по Орлово-Грязской ж.д. За успешную перевозку войск, военных орудий и лошадей по железной дороге Верховцеву А. А. была объявлена Всемилостивейшая благодарность (декабрь 1876). А в 1878 за ревностную службу пожалован орден Святого Станислава II степени. С развитием и увеличением сети железных дорог в России (в середине 1870-х насчитывалось 53 ж.д.) стремительно рос объем перевозок, поэтому особое значение придавалось вопросам безопасности движения. С этой целью в системе МПС была создана Центральная инспекция ж.д. За накопленный опыт работы и успехи в развитии ж.д. Верховцев А. А. в 1880 году был назначен младшим инспектором ЦИЖД, а за выслугу лет (1881) произведен в статские советники. За успешное инспектирование ж.д. России и рвение по службе награжден орденом Святой Анны II ст. Вот почему министр путей сообщения России адмирал К. Потье рекомендовал на должность начальника Екатерининской ж.д. не случайного человека, а именно А. А. Верховцева – опытного и грамотного инженера, кавалера орденов Св. Анны и Св. Станислава. Эту кандидатуру утвердил сам государь России. И приказом по МПС №79 19 сентября 1883 был назначен начальником службы пути Екатерининской железной дороги и сразу же приступил к работе. В те годы управление помещалось в левой части здания бывшей Потемкинской суконной мануфактуры (ныне здание хлебного завода №1), построенном по проекту архитектора Волкова Ф. И. в 1790-х гг. Одно из старейших каменных зданий в Екатеринославе. Каков же вклад первого начальника Екатерининской ж.д. в историю ее строительства и развития. С момента открытия Екатерининской ж.д. в 1884 г., несмотря на общее недоверие к будущей ее доходности, уже в первый год ее эксплуатации (7 месяцев 12 дней 1884г.) валовая выручка от перевозки пасса-жиров и грузов почти покрывала расходы по эксплуатации дороги, дав «дефициту лишь 9,049 руб. при общем расходе в 744 880 руб.». В следующем 1885 г. ж.д. дала уже значительный чистый доход в сумме – 245692 руб. 49 коп., а в 1888 г., т.е. через три года после открытия эксплуатации – 1205000 руб., на десятом году эксплуатации ж.д. чистый доход составил 2780119 руб. 07 коп., что составляет 6,53% чистой прибыли на затраченный капитал [10, с. 11].
Быстрым и значительным ростом своей работы и доходности Екатерининская дорога обязана тесной связи, которая существовала в 1890-х гг. между нею и местной промышленностью, развивавшейся не по дням, а по часам, обгоняя рост сооружения ж.д. В то время как горнозаводская промышленность юга России заняла первое место по оборотам и производительности труда в российской рельсовой сети по размеру перевозимых грузов (уголь, руда, зерно). В 1884-1894 гг. проходили изменения состава железнодорожной сети. В 1884 г. была начата и в декабре закончена и открыта для эксплуатации Богодуховская ветвь длиной 20,21 версты от ст. Ясиноватая к Богодуховской каменноугольным копям (бывший владелец которых построил ее за свой счет). И в течение одного года дала дороге – 100 млн. пудов грузов (угля), и по данным 1893 г., принесла 439000 руб. валового и 138000 руб. чистого дохода.
В декабре 1889 г. было открыто движение по Кальмиусской ветви, примыкающей к Богодуховской и обслуживающей Мушке-товский угольный р-н. Огромное значение для развития металлурги-ческой промышленности края и всей России имелась постройка линии – продолжение Саксаганской (Долгинцево-Карнаватка) – в 1892 г. Открытая для движения 14 ноября 1893 года, она присоединила Саксаганские железные рудники к общей рельсовой сети. Всего же за 1884-1894 гг. было построено 42,08 версты ж.д. ветвей [10, с. 12].
Важным моментом в истории строительства Екатерининской ж.д. было присоединение к ней 480,61 верст бывшей Донецкой ж.д., которая с ветвями общей продолжительностью составляла 674,78 верст и была построена частным обществом (1878-1879гг.) [10, с. 13], охватывая ж.д. линиями обширный Донецкий каменноугольный бассейн, дав выход углю к Мариупольскому порту и три выхода на Курско-Харьково-Азовскую ж.д. Для улучшения сбыта этого угля А. А. Верховцев построил соединительную ветку Мушкетово-Волноваха, обеспечив свободный доступ угля к Мариупольскому торговому порту. В связи с переходом Донецкой ж.д. в казенное Управление, Верховцеву было поручено заведовать этой дорогой (01.07.1893 – 01.01.1894 гг.). После этого присоединения в течении первого десятилетия длина Екатерининской ж.д. составила 523,69 верст. Такая загруженность Екатерининской ж.д. привела Александра Апполоновича к мысли, что необходимо строить «вторую» ж.д. Оперируя цифрами, он успешно аргументировал перед правительством необходимость строительства ее и участка Чаплино-Бердянск, который досрочно был открыт для регулярного движения 26 декабря 1898 г. [11, с. 29].
Вот итоги и некоторые цифры, характеризующие масштабы титанических усилий первого начальника Екатерининской ж.д. К 1900 году, завершению его трудового пути, в зоне обслуживания магистрали действовало 770 промышленных предприятий, 184 угольные шахты, 57 рудников, 47 кирпичных заводов, 255 предпри-ятий по переработке продукции сельского хозяйства. Население Екатеринославской губернии увеличилось в два раза, а города Екатеринослава (с 1926 г. Днепропетровск) – в три [12, с. 39].
Такая плодотворная трудовая деятельность Верховцева на посту начальника Екатерининской ж.д. не осталась незамеченной. В мае 1886 г. ему была объявлена искренняя благодарность Министра путей сообщения за труды и распорядительность при следовании Императорских поездов. Император лично удостоил Верховцева А. А. аудиенции и наградил памятным подарком из своего кабинета – перстнем и брошью с бирюзой и бриллиантами. За отличие по службе он был произведен в действительные и тайные советники, а за ревностную службу награжден орденами Святых Владимира II ст., и Станислава I ст. Шах персидский пожаловал ему орден Льва и Солнца II ст. (1890 г.), а в 1893 г. император пожаловал орден Бухарской Золотой звезды I ст. [12, с. 40].
В 1900 г., 18 ноября, Александр Апполонович скончался на 62-м году жизни. Был похоронен управлением Екатерининской ж.д. и губернатором города с подобающими почестями в ограде Покровской церкви: в церковном тупике рядом с вокзалом станции Екатеринослав. На могильной плите было начертано: «Здесь покоится первый начальник и устроитель Екатерининской железной дороги, почивший на 63-м году жизни». В первую годовщину его смерти управление заказало в Покровской церкви панихиду и приняло решение назвать одну из станций в честь первого начальника дороги. В 1904 г. станция Любомировка, открытая в 1884 г., была переименована в честь Верховцева А. А.
В годы Великой Отечественной войны Покровская церковь была разрушена, а прах первого начальника Екатерининской железной дороги Александра Апполоновича после войны перезахоронен на кладбище возле Преображенского собора на Октябрьской площади. В 1967 году на этом кладбище городскими властями был сооружен монумент революционерам и старым большевикам, героям Великой Отечественной войны. А могилы всех остальных сравняли с землей. Среди них – могила Верховцева [13, с. 16-17].
Согласно личному делу Верховцева А. А. – «Формулярному списку о службе», он был женат на дочери генерал-майора Вере Тимофеевне Эренкрейнц (1837 г. рождения). В город Екатеринослав молодая семья прибыла вместе с сыном Всеволодом (31.03.1882 г.р.). Здесь родились сыновья: Анатолий (02.10.1884 г.р.) и Ростислав (30.01.1889 г.р.) и две их дочери Надежда (01.08.1886) и Наталья (26.12.1896) [8. 1 об., 2]. Его первый сын Всеволод Александрович пошел по стопам отца. Окончив 7 классов Пажеского корпуса, а в 1900 г. подал прошение о допуске к вступительным экзаменам в Институт инженеров путей сообщения в С.-Петербурге. В этом прошении значится место жительства его отца – А. А. Верховцева в Екатеринославе – Остроженная площадь, собственный дом. На этой площади размещалась Губернская тюрьма. В настоящее время эта территория за зданием Оперного театра [5, л. 113а].
Краеведы Днепропетровска – академик Академии наук Украины Анатолий Федорович Стародубов и архитекторы Владимир Васильевич Самодрыга и Сергей Сергеевич Иванов – высказали предположение, что первый начальник Екатерининской ж.д. А. А. Верховцев построил здание железнодорожного вокзала в Екатеринославе [18, с. 198]. Это не так. Здание было выстроено в псевдорусском стиле по проекту архитектора И. И. Роппета и напоминало зда-ние Русского павильона на Международной выставке, выстроенного им в 1873 г. в Париже [18, с. 93]. Можно предположить, что Александр Апполонович Верховцев был архитектором проекта своего собственного дома. Но это еще придется установить.
Сын первого начальника Екатер. ж.д. Всеволод Александрович (1882 г.р.) окончил 7 класс Пажеского корпуса (из документов архивного фонда Петроградского института инженеров путей сообщения) 1900 г., сдал вступительные экзамены в институт инженеров путей сообщения в С.-Петербурге и был зачислен в студенты института, который окончил в 1908 г. [5, лл. 117]. В 1912-1913 годы проживал в С.-Петербурге [14, с. 153], а с 1913 он – старший инженер изысканий перевальной, через Кавказский хребет, железной дороги [15, с. 107].
Старшая дочь А. А. Верховцева Надежда Александровна (01.08.1886 г., Екатеринослав) в возрасте десяти лет в 1896 г. поступила в 7 класс Воспитательного общества благородных девиц. В документах его архивного фонда и фонда Александровского института в личном деле Н. А. Верховцевой указывается о принадлежавшем ей и «сонадельникам» имения в с. Панском Алексинского уезда Тульской губернии. В 1904 году, 26 мая, она окончила полный курс – 7 общих классов Воспитательного общества с аттестатом, получив звание домашней наставницы [6].
Как свидетельствуют архивные документы, А. А. Верховцев стремительно развивал Екатерининскую ж.д. и она способствовала быстрому росту промышленного потенциала огромной Екатеринославской губернии. Управление Екатерининской ж.д. к нач. XX ст. стало центром развития научно-техни-ческой интеллигенции, которая оказывала поддержку молодым промышленным предприятиям и учебным заведениям их развитию и становлению. Выпускники горного училища (Аверкиев Н. Д.) работали в лаборотории Екатерининской железной дороги [16, с. 62].
Под руководством Верховцева А. А. дорога стала уже в первые годы эксплуатации одной из самых прибыльных магистралей России. Но не только вопросам развития Екатерининской ж.д. уде-лял внимание А. А. Верховцев. Своим личным участием он положил начало развитию благотворительности и культуры не только на самой Екатерининской ж.д., но и в Екатеринославе. В 1898-1899 годах он был избран почетным директором Екатеринославского Императорского Русского музыкального общества.
Жизненный подвиг А. А. Верховцева, который отдал всего себя развитию железных дорог России и Приднепровья, заслуживает на увековечивание его праха на Октябрьской площади в Днепропетровске, в экспозициях народных музеев предприятий Приднепровской ж.д. В будующей экспозиции Народного музея управления ГП «Приднепровская железная дорога» предполагается всесторонне показать деятельность А. А. Верховцева как инженера путей сообщения России, так и первого начальника Екатерининской железной дороги.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Неопубликованные источники
1. ЦГИА СПб. – Ф. 381, оп. 13, д. 2064, лл. 1,8,12;
2. ЦГИА СПб. – Ф. 381,оп.13,д.2426, лл. 21,21 об., 74 об.,109 об. -110;
3. ЦГИА СПб. – Ф. 381, оп. 13, д. 2598, лл. 18, 60 об., 118 об. – 119, 151 об;
4. ЦГИА СПб. – Ф. 381, оп. 13 д. 2737, лл. 27, 31 об., 32;
5. ЦГИА СПб. – Ф. 381.0п. 1,д. 589, пл. 113, 113 об., 113а,117;
6. ЦГИА СПб. – Ф.2, оп.1, д. 14575, обложка дела, лл. 6,7,37,44;
7. РГИА – Ф. 1343,оп. 18, д. 1907;
8. ЦГИА – Ф. 229, оп. 18, ед.хр. №1192 л.1,1 об., 2,2 об.,3,3 об., 4, 4 об.,5, 5 об., 6,6об.,7,7 об.,8, 8 об.,9, 9 об., 10;
9. ЦГИА – Ф. 229, оп. 18, ед.хр. № 1192 л. 265.
Опубликованные источники и литература
10. Филипп К. И. Краткий обзор возникновения и развития сети Екатеринин-ской железной дороги за сораколетие 1884-1924 гг. // Вестник Екатерининской железной дороги 31(18) мая 1924 года.
11. Приднепровская железная дорога. Днепропетровск, «Промінь», 1973 год.
12. Буряк В. В. Первый начальник Приднепровской железной дороги А. А. Верховцев // Матеріали 4-oї Всеукраїнської наукової конференції «Актуальні питания icтоpiї техніки». – К.: Поліграфічне підпри-ємство «ЕКМО», 2005.
13. Дорога и люди Документальные очерки. «Верховцев», Днепропетровск, УкО ИМА – пресс, 1998.
14. «Весь Петербург» на 1912.
15. «Весь Петербург» на 1913.
16. Известия Екатеринославского горного института им. Артема Сергеева. Т. XIX. Юбилейный выпуск. 1899-1924. Екатеринослав, 1924.
17. Мезенин В. К. Парад Всемирных выставок. Издательство «Знание» М., 1990.
18. Стародубов А. Ф., Самодрыга В. В., Иванов С. С. Память истории, Днепропетровск РВА «Дніпро – VAL» 2001.

Автор: Буряк В. В.

Джерело: Видатні особистості Музейна персоналістика (Матеріали обласної музейної конференції до Міжнародного дня музеїв та 75-річчя Дніпропетровської області)