Тайны древнего Египта в музейной коллекции

В 2007 году Днепропетровскому историческому музею имени Д.И. Яворницкого (ДИМ) исполняется 158 лет. Именно в 1849 г. в городе Екатеринославе возникает Общественный музей древностей Екатеринославской губернии. Инициаторами его создания выступили губернатор Андрей Яковлевич Фабр и директор местной гимназии Дмитрий Яковлевич Грахов. Их поддержала общественность города, дворянское собрание, многие любители и собиратели старины. Расположился музей в здании Потёмкинского дворца, где в то время проводились заседания дворянского собрания. В дальнейшем за этим музеем закрепилось название «Фабровский».
Как и в большинстве первых музеев в пределах Российской империи (Феодосийский, Керченский, Одесский музеи), да и в западноевропейских странах, в екатеринославском музее были собраны наряду с реликвиями местного края уникальные древности – памятники египетской и греческой цивилизаций, которые по праву считаются недосягаемыми образцами культурного наследия человечества. Египетская коллекция (100 единиц) Днепропетровского исторического музея была продемонстрирована публике на выставке «Сорок веков смотрят на Вас…», посвященной его 155-летию, и других експозициях и выставках в Днепропетровске, Чернигове, Киеве, Донецке.
Египет всегда привлекал археологов, историков, путешественников. Он манит людей возвышающимися в пустыне пирамидами – захоронениями египетских фараонов, остатками древних храмовых сооружений, скульптурами величественных сфинксов – человеко-львов, грозно охранявших пирамиды. Неудивительно, что именно в Египет направился в 1910 году и директор Екатеринославского музея им. А.Н. Поля Дмитрий Иванович Яворницкий в поисках проекта для нового здания музея. Каирский национальный музей был взят ученым как образец совершенного музейного здания, отвечающего всем требованиям хранения и експонирования памятников старины. Из Египта Яворницкий привез проект, который был использован екатеринославскими архитекторами при проектировании второго корпуса местного музея.
Однако вернемся к первой музейной коллекции. К сожалению, о ней известно не так много, как хотелось бы, но в отчете директора музея Д.Я.Грахова 1858 г. сообщалось, что среди экспонатов было немало египетских памятников, приобретённых им за 80 рублей. Из последующей документации музея, а также материалов о жизни и деятельности губернатора Фабра, мы узнаем, что именно «фабровская коллекция древностей» составляла костяк первого музейного собрания. Среди раритетов была мумия египетской женщины с ребенком, которую, якобы, Фабр привез из Египта. Вынуждены сделать оговорку, так как в личных документах Фабра нет сведений о его поездке в Египет. За свою жизнь он однажды только был в отпуске от своей административно-чиновничьей деятельности, и, судя по всему, провел его в Крыму. Но будучи коллекционером и любителем истории (Фабр являлся членом-основателем Одесского общества истории и древностей), он мог приобрести египетские раритеты в одном из южных портов, куда часто офицеры привозили из Египта необычные предметы – статуэтки, мумифицированные человеческие останки, амулеты, сосуды.
В коллекции Фабровского музея, который в 1859-1906 гг. сохранялся в здании классической мужской гимназии, насчитывалось 39 египетских памятников, среди которых – упомянутая выше мумия с ребенком, фрагмент саркофага с изображениями египетских богов, ритуальная бородка, крышка канопы (сосуд для хранения внутренностей умершего) с головой шакала, статуэтки раба, бога Мина и ушебти, крылатый скарабей из голубого фаянса и другие древности.
Как видим, все предметы связаны с погребальным культом египтян. Наибольший интерес посетителей музея во все времена привлекала мумия женщины с ребенком 1 тысячелетия до н.э. Если женская мумия представляет собой – настоящую забальзамированную женскую голову и сверток льняной ткани с несколькими костями внутри, то детская мумия являлась свертком плотной ткани с нарисованным на ней детским лицом, т.е. это – модель мумии, вложенная в плетеную из камыша корзинку (сохранилась только часть). Некоторые из статуэток и сосудов из коллекции музея относятся к эпохе Саисской династии – VI – IV вв. до н. э., когда не только фараоны, богатые чиновники (номархи), но и простые люди старались чем можно выразить свое усердие богам и их символам, строя храмы, жертвуя земельные участки и делая вклады. Ни от одной эпохи до нас не дошло столько дарственных надписей, статуэток богов и идольчиков из бронзы, пасты, камня разных величин и художественных достоинств. Погребальный инвентарь становится еще сложнее, например, ушебти (слуги человека – его заменители в загробной жизни) в этот период кладутся в гробницу десятками и даже сотнями, а часто по 400 – для каждого дня года и для каждой недели. Но египтянам этого времени было мало обожествлять людей, они доводят до абсурда культ животных. Египет покрывается кладбищами кошек, собак, обезьян, ибисов, крокодилов, которых бальзамируют, кладут в саркофаги с надписями, как на человеческих гробах. В египетской коллекции ДИМ хранятся различные статуэтки животных (собаки, шакала, быка) и забальзамированные осанки крокодильчика.
Во все времена в Египте почитали жука-скарабея – воплощение солнца, бога Ра. В музейной коллекции их насчитывается 8 единиц. При кажущейся внешней схожести все скарабеи из коллекции ДИМ разного времени и с различными надписями и изображениями на оборотной стороне (животике). Обычно на скарабеях записывали имена фараонов, богов и изображали змею, павиана, сокола. На одном из скарабеев ДИМ из светно-коричневого фаянса записано имя фараона Аменхотепа III «Неб-Маат-Ра», правившего в ХIV в. до н.э.
Среди египетских экспонатов ДИМ наиболее редким является статуя фараона с именами Рамсеса VI. Датируется она XIII в. до н.э., изготовлена в Фивах. Египтологи относят ее к шедеврам египетской скульптуры. Каменная статуя изображает коленопреклоненного молодого фараона, осуществляющего возлияние богу Амону. В руках он держит ритуальные сосуды. На постаменте статуи высечены титулы фараона Рамсеса VI, который вошел в историю как узурпатор статуй своих предшественников – фараонов Рамсеса III, Рамсеса IV и Рамсеса V. Ученые предполагают, что данная статуя принадлежала фараону Рамсесу V и была узурпирована (присвоена) Рамсесом VI. Загадочной является и история ее попадания в коллекцию ДИМ. Исследователи коллекции – научные сотрудники музея И.Фоменко и Г.Шамрай – предположили, что скульптуру привез в Екатеринослав из Парижа А.Н.Поль в 1870-е годы, и с полевской коллекцией она попадает в 1906-1910 гг. в Областной музей. А вот вывез статую из Египта, по-видимому, известный французский археолог, писатель и антиквар граф Филипп де Келюс (1692-1765 гг.), так как именно в его книге впервые было опубликовано изображение узурпированной статуи фараона Рамсеса VI, что удалось обнаружить московским египтологам С.Ходжаш и О.Берлеву.

Автор: Бекетова В.М., заместитель директора Днепропетровского исторического музея, к.и.н.