Семь волошских сорочек из фондов Днепропетровского исторического музея

Значительную и яркую часть этнографической коллекции Днепропетровского исторического музея (далее в тексте – ДИМ) составляют народные вышитые сорочки – явление уникальное и самобытное, прошедшее через века. Собирать их начал Д.И.Яворницкий. Формирование коллекции еще не закончилось, музей продолжает приобретать эти ценнейшие произведения народных мастеров. Коллекция насчитывает 170 женских и 64 мужские сорочки. Самые старые относяться к первой половине ХІХ века. В собрании представлены различные регионы Украины – Харьковщина, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина, Сумщина, Тернопольщина, Львовщина. Основную часть коллекции составляют сорочки, бытовавшие на территории нашей области, которая, как известно, была на протяжении всей своей истории многонациональной. Поэтому в собрании музея хранятся не только украинские, но и греческие, русские, белорусские, молдавские сорочки. Они отличаются национальными особенностями кроя, техникой вышивки, орнаментацией, цветовой гаммой. С другой стороны, коллекция позволяет увидеть взаимопроникновение различных культур, встретившихся на этой огромной территории, ставшей их общей родиной.
На сегодняшний день нет полной статистической, художественной, исторической характеристики коллекции, но идет ее изучение, классификация, составляется каталог. Семь, представленных в этой статье народных женских сорочек, интересны и каждая в отдельности и тем, что в них очень четко прослеживается общая традиция. Все они поступили в музей до инвентаризации 1948 г., скорее всего при Д.И. Яворницком в одно время, судя по близким друг другу старым инвентарным номерам (1806, 1810, 1814,1823, 1825, 1827, 1884). Происходят они из сел Екатеринославской губернии: Волосское(2), Черкасское (2), Богуславское(1), Звонецкое (1). Шесть сорочек датируются первой половиной XIX в. и одна (Э-1100) второй половиной этого же столетия (место ее бытования не известно). Пять сорочек – длинных, одна – с оторванной нижней частью и не обработанными краями, а самая поздняя сорочка – длинной до бедер и подшита ручным потайным швом.
Крой сорочек прямой с «уставками». Сорочка Э-1093 сшита из трех вертикальных полотнищ, сорочки Э-1992, Э-2992, Э-1020 сшиты еще и по талии. Нижняя часть сорочек из более грубого полотна, а вышивка подола, особенно у Э-1992, Э-1997, так отличается от вышивки на станке, что кажется частью другого изделия. У очень многих сорочек из нашей коллекции нижняя часть – «пидтыка», шилась из многочисленных, разного размера кусочков, так как народным мастерицам было свойственно экономное, рачительное использование ткани. Горловины у сорочек круглые, присобранные. У экспонатов с № Э-1020, Э-1093, Э-1996 горловины обработаны практически одинаковыми, узкими фабричными лентами с синим геометрическим узором, словно они принадлежали одной хозяйке. А у двух других, Э-1992 и Э-1997, горловины собраны на «живую нитку», как будто мастерица нижнюю их часть заменила, а работу над горловинами закончить не успела. Пазухи сорочек – разной глубины, от 14 до 25 см. Рукава – длинные, присобранные на узенький манжетик – тесемочку.
Все соединительные и обрабатывающие швы выполнены с большим мастерством – аккуратно, прочно и красиво. Мастерицы придавали большое значение линиям кроя, их не старались спрятать, а наоборот, подчеркивали с помощью ажурных и цветных швов. Интересны соединительные швы сорочек Э-1996, Э-1093, Э-1997.
Композиция сорочки – это цельная, четко продуманная, логичная конструктивно-декоративная система. Всегда прослеживается взаимосвязь кроя, площади вышивки, соединительных швов и свободных частей белого поля изделия, которые подчеркивают декоративность вышивки. В орнаментальных композициях вышивок большую роль играют мотивы-символы, значение которых изменялось, даже забывалось с развитием общества, но всегда люди верили, что они обладают магической силой оберега.
Представляемые сорочки вышиты весьма обильно, не для будничной носки. Вышивка каждой из сорочек оригинальна, но четко видна объединяющая их традиция, истоком которой, по всей вероятности, служит культура румын и молдаван.
Орнамент вышивки стилизованный геометрически-растительный, выполненный в поверхностно-нашивной счетной технике. Вышивка, как правило, двухцветная – красно-синяя (Э-2292), красно-коричневая (Э-1992), красно-черная (Э-1997, Э-1020), коричнево-сиреневая (Э-1093), коричнево-красная (Э-1996) . Еще одно отличие самой молодой из наших сорочек (Э-1100) – ее трехцветность, она красно-черно-желтая Цвет заполочи, особенно красной, разнится в зависимости от качества красителей.
Сорочки обильно вышиты на уставках и рукавах. На рукавах орнамент расположен вертикальными, разной ширины, полосами стилизованного растительно-геометрического орнамента. Вышивки на уставках – горизонтальные полоски геометрического орнамента. У всех сорочек, кроме Э-1020 и Э-1100, вертикальными полосами (2 или 4) вышиты пазухи, а у сорочек Э-2992,Э-1992, Э-1997 такими же узорами, что и пазуха, вышиты спины. Между уставками и рукавами расположены небольшие прямоугольные очень красивые вышивки по выдергу, выполненные теми же нитками, что и само полотно. Орнамент геометрический, чаще ромбовидный. У сорочки Э-1992 более простой орнамент в виде диагональных линий, а у «оригиналки» (Э-1100) верх рукава около уставок украшен широкой прямоугольной полосой тканного геометрического орнамента. У сорочек Э-1020, Э-1093, Э-2992 в вышивке уставок присутствует бисер, а у Э-1020 бисером расшита и вышивка по выдергу. Подолы сорочек украшены по-разному – у сорочек Э-1093,Э-1020 вышивкой в технике вырезывания, у Э-1992, Э-1997 – простая вышивка крестом ( вдоль всего подола тонкая строчка в один крестик и 4 группы (две впереди, две сзади) небольших ромбов и квадратов, подол сорочки Э-2992 украшен узкими линиями мережки и более широкой вышивкой гладью.
Сохранность шести из семи представленных сорочек весьма удовлетворительна, принимая во внимание их возраст и среду обитания. Сделанные на совесть, без суеты, рационально, прочно, с большим чувством ответственности мастера за свою работу, сорочки спокойно вступают в свое третье столетие. Немного потертые от долгой носки, слегка выцветшие от стирки и солнца, с небольшими утратами капризного бисера они производят очень хорошее впечатление и радуют глаз. Судьба одной сорочки( Э-1996), до того как она попала в музей, несколько трагична – безжалостно оторванная «пидтыка», значительные порывы на уставках, унизительная тряпица вместо завязки на горловине… Но закончились «сорочкины мучения» почти сказочно – в музейной коллекции ДИМ, где она занимает свое почетное место, среди вызывающих восхищение рациональностью кроя, безукоризненным мастерством исполнения, тонким, отшлифованным столетиями вкусом народных женских сорочек. И нет такого соседства, будь то расшитое золотом царское платье или костюм современного дорогого кутюрье, на фоне которого бы эти крестьянские сорочки потерялись, остались не замеченными. У них богатая тысячелетняя история и бесконечное будущее.

Автор: Подосинова М.А. – с.н.с. отдела фондов ДИМ.

Джерело: Скарби бузеїів: збірник статей. Матеріали обласної наукової конференції до Міжнародного дня музеїів 2003 р. – Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. – 156 с.