Музей и средства массовой информации

Привлечь в музей посетителей, как взрослых, так и детей, пробудить в людях интерес к родному краю, к его истории и культуре, сделать так, чтобы окончательно не потухла тлеющая в них искра любознательности и не атрофировалась способность к восприятию прекрас­ного — вот задача, которая стоит сегодня перед отде­лами научной пропаганды музеев.
Хотелось бы остановиться на связях музея со сред­ствами массовой информации (радио, телевидение, га­зеты, журналы, сокращенно СМИ).
Потенциальный потребитель как музейной, так и массовой информации один — субъект. Но методы воздействия у музея и СМИ на него разные. Так кто же они, по отношению друг к другу, враги или союзники? Безусловно, что они конкуренты. Они оба заинтересо­ваны в том, чтобы заполучить аудиторию для себя. СМИ оттягивают посетителя от музея, предлагая ему облегченную информацию — «сладкую конфетку», с которой еще и «сняли обертку». Репотер уже провел журналисткое расследование и даже сделал вывод. Остается по­смотреть передачу или прочесть статью и «проглотить», ведь суть уже раскрыта. Музей же предлагает принципиально отличную модель. Он вводит посетителя в иную временную и социальную атмосферу, с помощью подлинных уникальных предметов раскрывает перед ним великие тайны, исподволь заставляя не только принимать готовую информацию, но и осмысливать, анализи­ровать ее, проводить параллели, думать. У музея есть два варианта: первый — пойти по пути «наименьшего сопротивления» и опуститься до уровня непритязатель­ного экскурсанта; второй — постепенно готовить своего посетителя, поднимать его до определенного уровня вос­приятия. Этот второй вариант более сложный, но более предпочтительный. Только он способен обеспечить буду­щее музею. В воспитании, в общем просвещении ауди­тории музею способны помочь СМИ.
Чтобы по-настоя­щему выполнять просветительные функции, музеи долж­ны суметь заинтересовать граждан. И как раз средства массовой информации располагают всеми возможностя­ми, чтобы заинтересовать людей и увлечь их. Сотрудни­чество музея и СМИ дает возможность более широкого и многогранного общения специалистов и публики. Му­зей и СМИ могут проводить не только традиционные информационные компании, но и совместно создавать образовательные программы, открывать специальные музейные рубрики на страницах печати. Даже из самого малозначительного факта можно с большим успехом сде­лать сенсацию. А что тут говорить, если открывается новая музейная выставка или проводится широкомасш­табное музейное культурологическое мероприятие. Здесь открываются широчайшие возможности для создания интереснейших сенсационных информационных сюжетов, репортажей и даже целых передач. К сожалению, журналисты долгое время вообще мало обращавшие внимание на музей, сегодня в условиях информационно-культурного голода стремятся взять от музея лишь то, что лежит на поверхности, самое простое. Они делают огромное количество сюжетов, живо откликаются на му­зейные события, по вот по-настоящему высокохудоже­ственных программ делают еще очень и очень мало. Учитывая, что у музея нет средств на оплату рекламно­го времени и специальных выпусков, он принимает су­ществующее положение. Хотя это даже не десятая, а сотая доля его подлинного потенциала.
Все вышесказанное относится непосредственно к Днепропетровскому историческому музею имени Д. И. Яворницкого. Наш музей пользуется уважением и, я бы даже сказала, любовью горожан. В год через его экспозицион­ные залы и выставки проходит более 250 тысяч посетителей. Они получают здесь знания и интересно проводят свое свободное время. В этом есть заслуга и средств мас­совой информации. Только за прошедший 1998 год на .днепропетровских телеканалах было сделано более 300 информационных сюжетов. Такие студии, как «Соло», «Скифия», «Приват ТV Днепр», программы «Утро», «От А до Я», не только постоянно информируют горожан о работе музея, но и создают расширенные сюжеты и даже целые передачи совместно с сотрудниками музея о самом музее и о городе Днепропетровске с древней­ших времен и до сегодняшнего дня. Особенно удачными были, на наш взгляд, «Театр вещей» с 34 каналом, «Жи­вая глина», студия «Соло», «Из истории осветительных приборов» со студией «Скифия» и др. Интересные рек­ламно-информационные заставки, привлекающие огром­ное внимание к, музею и его уникальным экспонатам, имеющим мировое значение, постоянно демонстрируются по 11 каналу. Нередко вспоминают музей Днепро­петровска и на канале «Интер».
Немало познавательных пятиминутных информаций, посвященных музейным коллекциям, звучало по радио «Премьер» в ежедневном культурологическом обзоре. С первым каналом областного радио, его отделом информации к юбилею музея начат целый цикл пере­дач под названием «Музею имени Д. И. Яворницкого — 150 лет». Передачи одновременно познавательные и приглашающие посмотреть музей, рассчитаны на широкую аудиторию.
Второй канал днепропетровского областного радио включает еженедельные сообщения о музее в передачу «Все о культуре». Это развернутые материалы, в весе­лой, занимательной форме пропагандирующие музей и его экспонаты. А специальный вопрос викторины, звуча­щий после каждого сюжета, побуждает непременно под­робно познакомиться с экспозицией. Ведь за правильный ответ дается приз — интересная книга.
Частый гость музея и собственный корреспондент первого канала государственного радио. Его интересные репортажи звучат на всю страну.
Не забывают музей и городские газеты. Сейчас их выходит очень много и 11 из них дают на своих страни­цах регулярные материалы о музее. Интересная статья, снабженная хорошим иллюстративным материалом, про­сто не может оставить читателя равнодушным. Она .откладывается в его памяти и постепенно приводит его к мысли посетить музеи. Содержательные, развернутые репортажи с музейных выставок — это одновременно пропаганда музея и культуры вообще, просвещение населения, а для таких мегаполисов, как наш Днепропетровск, еще и возможность найти отдушину, нечто, позво­ляющее расслабиться, обрести душевный комфорт, ска­зать себе: остановись, оглянись вокруг, посмотри сколь­ко прекрасного создано человечеством, и все это прохо­дит мимо, может стоит обратить на это внимание, при­коснуться к этим несметным сокровищам. И вот после этого можно уже публиковать более серьезные, даже, научные статьи в обычных газетах, и читатели будут их воспринимать. Со временем у них появится потреб­ность в подобных материалах. Эти люди станут постоян­ными посетителями музея, потенциальными потребителя­ми его информации, его друзьями. Для их детей изуче­ние истории родного края будет потребностью, а посе­щение музея — нормой. Понимая все это, наш музей стремится выстроить такую информационную пирами­ду, где на вершине будут объединенные интересы музея: и его посетителей. Отдел научной пропаганды ведет в этом направлении постоянную работу. Первые успехи уже достигнуты. Днепропетровский исторический музей им. Д. И. Яворницкого прочно занял место в информа­ционно-коммуникативной системе области.
Стоит сказать несколько слов об Интернете. Безус­ловно, музей должен использовать возможности интер­нета. Вводя в его сеть данные о необыкновенных пред­метах, давая краткое описание залов, иллюстрируя все это легендами и интересными историями, можно заинте­ресовать и заинтриговать гражданина, привлечь его в музей, сделать его посетителем и другом. Музейная страничка в Интернете — это шаг вступления в между­народную коммуникативную систему. В сегодняшней сложнейшей экономической обстановке и критической душевной атмосфере лишь взаимодействие и взаимопро­никновение музея и СМИ могут дать положительный результат. Да и наибольший эффект от деятельности: тех и других возможен лишь при сотрудничестве. Имен­но к этому стремится музей.

Автор: Гопенко І.В. – с.н.с. ДІМ

Джерело: Музей на межі тисячоліть: минуле, сьогодення, перспективи (Збірник тез доповідей та повідомлень Міжнародної наукової конференції, присвяченої 150-літтю від дня заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворницького). – Дніпропетровськ, 1999.