Музейный центр Е.П. Блаватской и ее семьи на этапе создания. Научное проектирование. Проблемы и перспективы

Конец ХХ – начало ХХІ столетия – время возвращения в Отечество Елены Петровны Блаватской. Имя и наследие Вестника Света открывают вновь в той части планеты, о которой она так тревожилась: «…так наболело у меня сердце за родину, за все свое, что душу бы отдала в кабалу на десять тысяч лет за нее». Судя по всему, пришло время, и «мы входим в следующий временной цикл» (Е.П.Блаватская). Именно сейчас знания и труды «великой мученицы за свет и истину» как никогда необходимы «для сдвига сознания человечества, зашедшего в тупик» (Е.И.Рерих). Уже нет сомнений, что именно Родине предстоит миссия осмысления, возрождения и воплощения идей женщины-светоча. Одним из главных центров выполнения этой миссии становится Музейный Центр Е.П.Блаватской и ее семьи в Днепропетровске. Перед ним сегодня три задачи:

  1. создание на Приднепровье, на родине, мемориального, научного и культурного центра нового типа для увековечения памяти, глубокого ретроспективного и перспективного осмысления феномена Е.П.Блаватской и ее уникальной семьи;
  2. принятие лидирующей роли на Украине в возвращении имени Е.П.Блаватской в контекст национальной науки, культуры, общественной мысли;
  3. активное участие в международной работе с целью научного осмысления, общественного осознания наследия Е.П.Блаватской, его созидательного, духовно-объединительного потенциала.

Научная концепция Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи предполагает создание научного и культурологического центра нового типа, в основе которого принцип комплексности. Он будет включать в себя:

  • музейные экспозиции и выставки;
  • научную библиотеку;
  • исследовательский и издательский центр;
  • клубные и общественные объединения;
  • места креативного использования;
  • садово-парковую зону, воссозданную в границах городской усадьбы;
  • научно-туристический центр.

Реликвия родного города Вестника Света – Дом Фадеевых, который с 1815 по 1834 год принадлежал ее деду А.М.Фадееву и стал эпохой в истории семьи-феномена. Старинному екатеринославскому особняку судьбой было предопределено прославиться благодаря Е.П.Блаватской и династии, три поколения представителей которой – ученые и писатели, государственные и общественные деятели – важное явление в отечественной и мировой культуре. Сегодня дом, в котором родилась наша выдающаяся соотечественница и двадцать лет жила ее уникальная семья – реликвия века XIX и стартовая площадка возрождения научного и культурного наследия в веке XXI. Двухэтажный дом на высоком цоколе с одноэтажным крылом-пристройкой был построен в Екатеринославе в начале XIX ст. на ул. Петербургской (ныне Ленинградская, 11) и являлся на протяжении первых ста лет жизни главным строением на территории городской усадьбы (в те времена – с дворовыми постройками, садом площадью около 2 гектар, родником и прудом). Ныне многочисленные перестройки размыли облик дворянской усадьбы, время уничтожило сад и часть дворовых построек. Исследовательские работы, проведенные в последние годы, позволили в значительной степени восстановить историю дома и усадьбы. Сегодня доподлинно известно, что в 1815 г. этот «дом с прекрасным, огромным садом» [19, с.109] был куплен во владение дедом Е.П.Блаватской А.М.Фадеевым, приехавшим с семьей в Екатеринослав в связи с назначением на службу.
Андрей Михайлович Фадеев (1790–1867) – столбовой дворянин, государственный и общественный деятель, писатель-мемуарист, публицист. В Екатеринославе вначале служил в Конторе иностранных поселенцев младшим товарищем главного судьи, а с 1818, после преобразования Конторы в Попечительный Комитет колонистов южного края России, стал начальником его канцелярии и занимал эту должность до 1834 г. В последующие годы Фадеев занимал высокие государственные посты в Одессе, Астрахани, Саратове, Тифлисе. Оставил обширные мемуары – талантливое повествование о судьбе семьи и страны на фоне эпохи, бесценный источник знаний для исследователей.
Жена А.М.Фадеева – Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева (1788 – 1860) – одна из самых образованных женщин Европы начала ХІХ века. В центре ее научных интересов стояли палеонтология, минералогия, археология, орнитология, ботаника Удивительная женщина была также известным коллекционером. Наконец, она была прекрасным педагогом, воспитавшим плеяду выдающихся детей и внуков [7, с.426; 8, с.267; 21, с.1339 – 1348].
Старшая дочь четы Фадеевых – Елена Андреевна Фадеева, в замужестве Ган (1814 – 1842) выросла в доме на Петербургской, отсюда ушла под венец, став женой капитана артиллерии, барона Петра Алексеевича Гана, здесь родила первенца (Е.П.Блаватскую). Природа одарила ее изысканной красотой, тонкой, чувствительной душой и писательским талантом. Она вошла в литературу как автор одиннадцати романтических повестей, подписанных псевдонимом Зенеида Р-ва. В.Г.Белинский писал: «Не являлось еще на Руси женщины столь даровитой, не только чувствующей, но и мыслящей. Русская литература по праву может гордиться ее именем и ее произведениями» [1, с.269]. Разделял точку зрения литературного критика и И.С.Тургенев: «В этой женщине было действительно и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, – и не отказала ей природа в тех «простых и сладких» звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь» [18, с.370].
В Екатеринославе в доме на Петербургской родился сын А.М. и Е.П.Фадеевых Ростислав Андреевич Фадеев (1824 – 1883). О героизме генерала Фадеева ходили легенды. Он стал прообразом для героев «Очарованного странника» Н.С.Лескова и «Современной идиллии» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Р.А.Фадеев – военный историк, писатель-публицист, общественный деятель.
В доме на Петербургской родились и две сестры Р.А.Фадеева и Е.А.Ган – Надежда и Екатерина. Надежда Андреевна Фадеева (1829 – 1919) была известным общественным деятелем. Она унаследовала собрание матери и с помощью всех членов семьи всю жизнь пополняла его. Это собрание поражало современников, свидетельствовавших об одном из самых замечательных частных музеев, где «были собраны гербы и оружие со всех стран света, старинная посуда, китайские и японские статуи богов, византийская мозаика, персидские и турецкие ковры, картины, портреты и очень редкая и большая библиотека» [12, с. 110]. Н.А.Фадеева – ангел-хранитель наследия семьи. Ей принадлежит заслуга публикации мемуаров отца, передачи научных коллекций матери в Петербургский университет, публикации произведений брата и статей, посвященных сестре Елене. Она была ближайшим другом и главным каналом связи Е.П. Блаватской с семьей и родиной [3, с. 165 – 215]. Значительную часть своей жизни Надежда Фадеева прожила рядом с сестрой Екатериной Андреевной Фадеевой, в замужестве Витте (1819 – 1898), помогая ей воспитывать пятерых детей. Имя одного из ее воспитанников широко известно. Это Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) – государственный деятель, министр-реформатор рубежа веков.
31 июля 1831 года в екатеринославском Доме Фадеевых родилась старшая дочь Е.А. и П.А.Ган – Елена Петровна Ган, в замужестве Блаватская (1831 – 1891). Пожар во время крещения, соединившись со знаком Льва и именем новорожденной, стал символом триединого огня, символом огненного крещения женщины-светоча. Знаковым является и тот факт, что в эпоху Фадеевых в их доме на Петербургской жили в разные годы четыре Елены: Бранде дю Плесси (бабушка Долгорукой), сама Долгорукая-Фадеева, ее дочь Фадеева-Ган и Ган-Блаватская. Вначале три первых, позже – три последних.
Детство Е.П.Блаватской прошло на Приднепровье: в Екатеринославе, селах Каменское и Романково. Новейшие исследования свидетельствуют, что не только в детстве, но и позже, во время приездов в Россию в 1858 -1873 годах она, судя по всему, бывала в имении Ганов в селе Шандровка Екатеринославской губернии, вероятно, и в самом Екатеринославе.
В то же время, уточненные исследователями данные [4, с.36-37] свидетельствуют о том, что младшая сестра Блаватской – известная писательница Вера Петровна Желиховская (1835 – 1896) родилась не в Екатеринославе, а в Одессе. Произведения Желиховской, особенно романтические повести и рассказы, написанные для детей и подростков были популярны во второй половине ХІХ – начале ХХ столетия. Автобиографические повести, мемуары, очерки, посвященные матери и старшей сестре – важный источник знаний о Е.П.Блаватской и ее замечательной семье.
Один из братьев Е.П.Блаватской – Александр Петрович Ган (1833 – 1835) родился и от болезни умер в селе Романьково Екатеринославской губернии. С Приднепровьем связано ранее детство и ее второго брата – Леонида Петровича Гана (1840 – 1885), воспитанного Е.П. и А.М.Фадеевым и ставшего юристом, мировым судьей. Е.П.Блаватская высоко ценила человеческие и профессиональные качества Л.П.Гана [3, с.260 -261.]
В 1834 году, в связи с новым служебным назначением, А.М.Фадеев вынужден был продать усадьбу в Екатеринославе и переехать в Одессу (старшая дочь – Е.А. Ган оставалась на Приднепровье с мужем и детьми до начала 1840-х).
В последующие годы дом сменил трех хозяев, а в 1890-е годы здесь разместилось 7-е городское женское начальное училище. После революции дом был национализирован и превращен в коммунальное жилье для двадцати семей. В это время он претерпел серьезные внутренние перестройки. Тогда же, под натиском развивающегося рядом завода стал исчезать сад. С конца 1940-х в Доме Фадеевых разместилось заводоуправление и заводская столовая. В 1960 – 70-е большая часть здания (кроме столовой) была передана школе рабочей молодежи. В 1980-е – начале 90-х здесь располагались курсы машинописи та стенографии, профессионально-технические училища №51, затем №63.
В 1987 г. по ходатайству Исторического музея им. Д.И.Яворницкого Дому Фадеевых был присвоен статус памятника истории и культуры. В 1991 на его фасаде установлена мемориальная доска, посвященная Е.П. Блаватской.
В 1990 году на базе Днепропетровского исторического музея была создана инициативная группа, затем общественный совет, заложившие основание в работу по созданию на родине музея Е.П.Блаватской и ее семьи. Вокруг идеи Музейного Центра объединились ученые, краеведы, музееведы, представители государственных и общественных организаций. С целью поддержки проекта в городе создан Благотворительный фонд «Центр Е.П.Блаватской и ее семьи». В 2002г. общественному совету удалось добиться создания на базе Исторического музея научного отдела, который ведет работы по реализации проекта. Тогда же Исторический музей сумел вначале получить в аренду, а затем (31 12.2004 г.) на баланс Дом Фадеевых, провести работы по консервации разрушающегося дома-памятника, установить в нем круглосуточную охрану.
Путь к реализации проекта оказался долгим и многотрудным. Все годы, не прерываясь, идут научные исследования, сбор коллекции (сегодня она насчитывает свыше 7 тыс. единиц), разрабатывается экспозиционная документация, развивается научная библиотека. Одновременно с этим, создавая выставки, проводя культурологические акции, научные конференции и семинары, круглые столы и клубные встречи, научный коллектив и актив реализуют разработанную в рамках проекта программу «Открытый Дом». В 2005г. ведущими специалистами Киева и Днепропетровска проведены комплексные историко-архитектурные обследования здания-памятника и на их базе начаты работы по созданию архитектурно-реставрационного и уточнению научно-музеелогического проектов.
В основе концепции Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи лежит принцип троичности, триединства:

  • история трех поколений уникальной семьи,
  • три Елены как ее высшее воплощение,
  • три огня Елены Петровны Блаватской,
  • три вектора развития научно-культурологического центра нового типа (музей – научный центр – объединение единомышленников).

Внутри каждого направления вновь троичность. Так, основная экспозиция будет иметь три структурных подразделения и состоять из трех экспозиционных разделов, в том числе:

  • экспозиция, представляющая собой реконструкцию интерьеров городской усадьбы: воссоздание гостиной, кабинетов Андрея и Елены Фадеевых;
  • экспозиции-портреты, посвященные Елене Ган, Надежде Фадеевой, Екатерине Фадеевой, Ростиславу Фадееву, Петру Гану, Вере Желиховской, Леониду Гану, Сергею Витте;
  • экспозиции, посвященные Елене Блаватской: «Судьба и наследие Е.П.Блаватской» и «Е.П.Блаватская и современность».

Музейный Центр Е.П.Блаватской и ее семьи с его экспозициями и разделами, создаваясь как универсальный, объединительный вид искусства, как целостное художественно-научное произведение, будет основан на развитой системе образов, знаков и символов, как «многозначного, многоосмысленного» универсума (Вячеслав Иванов). При этом: «Образ и подобие высших реальностей, отпечатанные в символе, составляют его живую душу и движущую энергию; символ – не мертвый слепок или идол этой реальности, но ее наполовину оживленный носитель и участник» [10, с.197].
При создании музейно-культурологического действа, где память будет зафиксирована в знаках, экспонаты будут служить средствами для выражения содержания: «К тому, что было прежде времен, к тому, что будет, обращен символ. Из символа брызжет музыка. Она минует сознание» [2, с.64]. Все это позволит музейными средствами воссоздать образы выдающихся людей, передать их сложный духовный мир, рассказать о наследии.
Авторы стремятся к тому, чтобы динамичное произведение-экспозиция характеризовалась многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью пластического выражения. Во всех трех экспозиционных разделах особое значение приобретает пластическое воплощение темы, построение образа, создание экспозиционной драматургии, поиск художественно-пространственной композиции, аранжировка цветосветовой среды, иными словами, осмысление формы экспозиции в качестве одного из важнейших аспектов проекта Музейного центра. Цель авторов – помочь посетителю постичь логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию темы через сотворчество и сопереживание, через синтез научных знаний и эстетического, творческого восприятия. Предполагается создать своеобразный «текст», который нужно и созерцать, и осмысливать.
Музейная экспозиция, как предметно-пространственная и эмоционально-образная среда в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда, должна воплотить «эстетически обобщенную авторскую мысль, отражающую концепцию мира и человека» [14, с.8], стать объектом художественного творчества, тем творческим процессом, в результате которого будет создано новое полифункциональное произведение: Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи.
Стремясь восстановить нарушенную связь времен, в полной мере осознавая мемориальную значимость усадьбы, внутри первого экспозиционного раздела авторы предполагают восстановить часть интерьера исторической усадьбы с ее характерными особенностями: анфиладой, чередованием гостиной, библиотеки, кабинетов, портретной, где проходила жизнь семьи во всей ее духовной наполненности.
Второй раздел экспозиции, как указано, будет представлять собой серию экспозиционных сюжетов, своего рода портретную галерею, посвященную членам семьи, представителям трех поколений уникальной династии, а также их предкам и потомкам.
И, наконец, третий, самый значительный раздел экспозиции будет полностью посвящен Е.П.Блаватской. Уже сама ее личность – масштабная, разносторонняя, подвижническая, поражающая контрастами и внутренним драматизмом, требует поиска особых решений, ярких форм отражения в экспозиции. Еще более сложным и важным является поиск экспозиционного решения для рассказа в Музейном центре о наследии Е.П.Блаватской и ее влиянии на XIX, XX и начавшийся XXI век. Прежде всего и более всего именно здесь в основе экспозиции будет лежать концептуальный принцип символизма, знаковости. Экспонаты-знаки, экспозиционные сюжеты-знаки будут передавать идеи, представления и суждения Вестника Света, позволят создать атмосферу сотворчества, диалога с посетителями музея (образец для решения задачи построения экспозиции-диалога – «Ключ к теософии» Е.П.Блаватской).

Возвращаясь к трехвекторной структуре научно-культурологического центра, отметим, что вторым (после экспозиционного) направлением деятельности Музейного центра должны стать: научная библиотека, исследовательский и издательский центр.
Не менее важным направлением работы станет объединение единомышленников, все формы общественной, культурно-образовательной деятельности, а также научного туризма, точнее, научного и духовного приобщения. Это третье направление, третий вектор деятельности. Сюда же входят разработка образовательной концепции музея, долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов, создание и апробация различных методик работы с разными категориями музейной аудитории.
Вся территория Дома и Сада Фадеевых воспринимается нами как единый мемориальный комплекс, как историко-культурное и природное наследие в их единстве. Потому столь важной (но, к сожалению, очень сложной) задачей сегодняшнего дня остается вопрос об отселении с территории усадьбы завода «Днепростроймаш» и о последующей передаче ее формирующемуся Музейному центру Е.П.Блаватской и ее семьи с целью воссоздания уникального сада, реконструкции дворовых построек, поиска и восстановления родника. Это позволит создать концептуально обусловленною среду, органически включающую в себя определенное соотношение ряда компонентов. Важным здесь является принцип средового подхода – выделение культурно-исторического городского ландшафта как объекта исторической памяти, несущего важную культурологическую и экологическую функцию, когда культурно-исторический ландшафт объединит три главных компонента системы: природу, семью, историю. В основе принципа – музеефикация архитектурно-ландшафтного комплекса, в лоне, в контексте которого формировался и развивался историко-культурный феномен семьи Фадеевых. При этом обязательным условием является адекватное отражение всех сторон многогранного мира усадьбы Фадеевых, где архитектура, пейзаж, интерьер должны восприниматься как единое художественно-образное и философски-символическое целое. При реконструкции сада особо важным аспектом станет проникновение в мировоззренческие, семантические, эстетические представления, заложенные в него Фадеевыми. Сад должен погружать в состояние философской медитации, в мир воспоминаний и ассоциаций. Сад, в данном случае, – важнейшая составная часть музея-усадьбы. Это своего рода сад-музей. Сад-музей важен для нас, кроме того, и в связи с особой ролью четы Фадеевых в истории природоведения и садоводства в крае.
Особая историко-культурная ценность усадьбы Фадеевых, ее значение как место рождения, водного и огненного крещения Е.П.Блаватской, открывают возможности для создания в Днепропетровске Музейного центра международного значения, объединенного общим концептуально-художественным замыслом в единую, целостную предметно-пространственную систему, которая будет нести значительный духовный, воспитательный и информационный потенциал. Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи создается как живой организм, а не застывший мемориал. Он задуман как своего рода „симбиоз”, который может вызывать ассоциации с „идеальными” проектами музеев Н.Ф.Федорова, мечтавшего о соединении с музеем библиотеки, школы, храма и научной обсерватории, стремившегося таким образом решить задачу воспитания через непосредственное и постоянное общение с духовным наследием. Рассказывая о прошлом, воссоздавая историю, Музейный центр будет устремлен в будущее, в творческую наполненность каждого своего нового дня. По замыслу, он должен стать «Обителью всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их» (Николай Рерих).
Темп работы ускоряется, разворачиваются ее новые направления и особенно важным сегодня представляется придание проекту международного статуса, объединения вокруг него широкой общественности в разных странах. Только при условии активного соучастия, сопереживания, сотворчества отечественной и мировой общественности возможна реализация проекта «Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи». Мы ищем союзников и друзей, готовых подтвердить свои намерения по участию в его реализации. Объединение вокруг идеи Музейного центра единомышленников считаем важнейшей задачей ныне и на все последующие годы. Мы движемся к цели. Пришло время, когда Дому Фадеевых возвращаются изначальные функции. Он был и вновь должен стать центром, символом духовности и объединения. Как писал Николай Рерих: «…музей, он по-гречески – Дом муз. Обиталище всех муз прежде всего является символом объединения» [16,с.313].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белинский В.Г. Сочинения Зенеиды Р-вой. / В.Г.Белинский. Собрание сочинений. В 9 т. М., 1979. Т.5.
2. Белый А. Критицизм и символизм / Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000.
3. Блаватская Е.П. Письма друзьям и сотрудникам. М., 2002.
4. Богданович О.В. Блаватская и Одесса. – Одесса, 1998.
5. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849 – 1911. М., 1991.
6. Ган Е.А. Полное собрание сочинений. СПб., 1905.
7. Елена Павловна Фадеева. Биографический очерк. // Кавказ. 1860. 15 сентября.
8. Желиховская В.П. Мое отрочество. Петроград, 1915.
9. Желиховская В.П. Необъяснимое или необъясненное. Из личных и семейных воспоминаний. СПб, 1885.
10. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.
11. Крэнстон Сильвия. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига – Москва, 1996.
12. Нэф Мэри К. Личные мемуары Е.П.Блаватской. М., 1993.
13. Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская . Биографический очерк. Киев, 1991.
14. Поляков Т.П. Как делать музей? О методике проектирования музейной экспозиции. М., 1997.
15. Рерих Е.И. Письма. Минск, 1992. Т.1.
16. Рерих Н.К.Врата в будущее.Рига, 1936.
17. Рукописные альбомы Фадеевых. Одесская государственная научная библиотека. Пушкинский фонд. Рукописи: 17/6, 17/9
18. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. В 28 т. М.-Л., 1963. Т.5.
19. Фадеев А.М. Воспоминания. 1790 – 1867. В двух частях. Одесса, 1897.
20. Фадеева Н.А. Перечень значительных работ Елены Павловны Фадеевой, оставшихся после нее. – Одесская государственная научная библиотека. Пушкинский фонд. Рукопись 17/6. Л.129.
21. Фадеева Н.А.Заметки о родословной князей Долгоруковых // Русский архив. 1866. №8-9.
22. Фадеева Н.А. Фадеева Елена Павловна. / Русский биографический словарь. Под ред. А.А.Половцева. СПб., 1901. Т. 21.
23. Фатов Н.Н. Библиографические материалы для изучения жизни и творчества Е.А.Ган. Хронологическая канва и указатель литературы // Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1914. Т. ХІХ. Кн. 2 .

Автор: Аліванцева О.В. – зав. відділом ДІМ