Концепция казачества у Д. Яворницкого и А. Довженко (попытка типологического анализа)

Казачество, казацкая вольница, законы, быт, отношения к жизни на протяжении столетий волновали, интересовали ученых, историков, искусствоведов. Именно поэтому столь легко и просто связываются между собой на первый взгляд несовместимые историософские труды Д. Яворницкого и киносценарий А. Довженко «Тарас Бульба». Казак Д. Яворницкого — степной рыцарь, идущий в бой за православную веру. У Довженко тоже рыцарь, вышедший за пределы своего времени, своего космоса. Подобно тому, как осмысливая историю Д. Яворницкий стремится постичь современность, ориентируя ее на категорию будущего, А. Довженко вырисовывает запорожского казака как человека мирового пространства, разомкнутого во времени и космосе.
Творчество этих разноплановых авторов выходит за пределы, ограничивающие их деятельность, они стремятся связать времена, связать человека с человеком и о самим собой, опираясь на родовую сущность.
Именно поэтому ведущей мифологемой творчества становится мифологема степи, как топоса народного бытия. Мифологема степи, как символ отчужденности, приобретает у Д. Яворницкого и А. Довженко совершенно иную направленность. Для украинца степь — мать казака, слагаемое национальной ментальности. Поэтому степь (и шире — мать-земля) предстает с народоцентричной точки зрения.
Топос земли вписывается в «поэтический космос», где сопряжены земля и небо; вода и огонь; жизнь и смерть; память и правда; дорога и дом. С этим связана опора Д. Яворницкого и А. Довженко на литературную традицию Н. Гоголя. Поэтому мифологема дома, как малой Вселенной, имеет совершенно иную смысловую нагрузку. Если степь, река, небо — открыты в пространство и объединены общим понятием «воля», то дом закрепощает казака, сковывает его. Так возникает мифологема пути (Бульба, уводящий сыновей из дома) и мифологема странника. Степь здесь становится воплощением мудрости (земля, рождающая знание) и силы (мать, кормящая свое дитя). Земле (степи) противостоит небо — мужское начало, активный элемент космоса, дающий духовное развитие степному рыцарю.
В «Тарасе Бульбе» А. Довженко и в трудах Д. Яворницкого земля обладает принципиально безграничным характером. Но в героической повести Гоголя, по Лотману, принципально не возникает дома, двора, вообще постоянного жилища, а стены и вещи предстают как враги. Топос родной земли воплощает здесь как отепь и Запорожская Сечь, она и воспета Гоголем как родная земля. Этому пространству придано свойство са- кральности, где отчетливо, как в первобытном мифе, дана оппозиция свое — чужое, в основу положены космогонические мифы о создании и структуре мира и месте человека в нем: центром мироздания становится не степь — это само его пространство, но мировое дерево, на котором горит, уходя не в смерть, а в бессмертие к богам и героям казак Тарас Бульба — эпический герой народных преданий и героической повести Гоголя.

Иванова Н.И., аспірантка кафедри російської літератури філфаку ДДУ

Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І.Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.