Православные храмы Днепропетровска: история фотоколлекции

УДК 821.161.2-343 (477.63)

Архипова Т.А.

Старший научный сотрудник Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И. Яворницкого

Православные храмы Днепропетровска: история фотоколлекции

 

В статье рассматривается история формирования и состав музейной фотоколлекции о православных храмах Днепропетровска.

Ключевые слова: фотоколлекция, православные храмы Днепропетровска.

У статті розглядається історія формування та склад музейної колекції про православні храми м. Дніпропетровська.

Ключові слова: фотоколекція, православні храми Дніпропетровська.

 

The author covers history and structure of the museum collection concerning Orthodox churches in Dniepropetrovsk

Key words: рhotographie collection, Orthodox churches in Dniepropetrovsk.

 

Целью данного сообщения является показать начало формирования тематической фотоколлекции и этапы наиболее интенсивного ее роста. Анализ источниковедческой базы, представленной научным архивом музея и инвентарными книгами группы, дает возможность поэтапно проследить хронологию формирования коллекции и дать ее характеристику. Тема «Православные храмы Днепропетровска» включает сюжеты о православных храмах города, их интерьерах, иконах, церковной утвари, портретную фотосъемку духовенства.

Фотоматериалы, относящиеся к теме православия в Екатеринославе в музейном собрании, начинают поступать в музейный фонд в дореволюционный период. Согласно записям инвентаризации 1948 г. (которая, в первую очередь, дает представление о составе фонда до начала Великой Отечественной войны, первая запись – 20.12.1947 г.) это были фотографии к. ХІХ – н. ХХ вв. церкви Архистратига Михаила в Старом Кодаке: внешний вид (Ф-3588), предметы утвари – подсвечник в виде ангела (Ф-3735) и дарохранительница (Ф-3589) [12]. По данным Справочной книги Екатеринославской епархии церковь Архистратига Михаила в с. Старые Кайдаки входила в состав 1 Благочиния Екатеринославского уезда (ныне черта города Днепропетровска), построена в 1818 г. на пожертвования прихожан [17, с. 58]. Церковь была закрыта в 1934 г под предлогом отсутствия верующих и вскоре разрушена [2, с. 15]. В период немецкой оккупации и после ВОВ церковная община размещалась в арендованном частном доме, который в 1948 г. изъяли под избу-читальню [4, с. 67]. Предметная фотосъемка – подсвечник и дарохранительница были списаны по документам в 1953 году в ходе чистки фонда, но сохранились и остались в наличии. Источник поступления не указан, но этот комплекс уже записан в разделе «Запорожская старина» Каталогов музея Поля 1905 и 1910 гг. [15, с. 188; 16, с. 434-435].

Из поступлений в музейный фонд дореволюционного периода к теме непосредственно относится портретная съемка высшего духовенства, архипастырей епархии: Платона (Троепольского), епископа Екатеринославского и Таганрогского, 1864-1868 годы (Ф-2868); Августина (Гуляницкого), епископа Екатеринославского и Таганрогского, 1891-92 гг. (Ф-3255) – инвентаризация 1948 г. Источник в Каталоге музея Поля 1910 г. не указан [16, с. 442].

Из музейных предметов, имеющих отношение к коллекции и утраченных, некоторые необходимо отметить. По данным научного архива музея [13, с. 267] в музейном собрании хранился, переданный в 1912 г. купцом В.В. Ефановым – внуком Федора Софрониевича Дупленко, мецената строительства Свято-Троицкого собора Екатеринослава, фотопортрет епископа Екатеринославского и Таганрогского Леонида (Зарецкого), 1853-1864 гг., с подписью: «Выехал 1864 года Декабря 23. Уволен … 1864 года Ноября 14. Преосвященный Леонид Епископ Екатеринославский и Таганрогский уехал из Екатеринослава 1864 года Декабря 23 дня». Этот портрет в послевоенной инвентаризации уже не числится.

К числу неотмеченных в музейной коллекции и на сегодняшний день, вероятно, утраченных экспонатов принадлежат подаренные В.Д. Машуковым авторские материалы, демонстрировавшиеся во время Южно-Русской областной выставки 1910 года в Екатеринославе в павильоне научно-учебного отдела: «стенд с … описаниями церковной старины города Екатеринослава и Екатеринославской губернии и различными, снятыми мною фотографическими снимками» [14].

Других фотоматериалов, отражающих тему церковных памятников города, в музейном собрании в период до 1917 г. не выявлено.

В 1923 году музейное фотособрание обогатилось ценнейшей коллекцией: фотоархивом исследователя церковных памятников и истории края В.Д. Машукова в виде оригиналов – негативов, запечатлевших православную церковную архитектуру Российской империи, интерьеры, утварь [13, с. 338]. После поступления в музей научная обработка коллекции не была проведена, поскольку тема изучения церковных памятников в советский период не была актуальной. Но, к счастью, коллекцию не списали, не уничтожили, а сохранили в виде иллюстративного материала в негативах основного фонда, лишенного какой-либо атрибуции. Часть фотоколлекции получила атрибуцию в начале 2000-х гг. Полная авторская атрибуция всей коллекции была сделана благодаря деятельной помощи и любезному содействию главного библиотекаря Отдела эстампов Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге Алины Владимировны Ярцевой, приславшей в дар ДНИМ сборник «Российская национальная библиотека и отечественная художественная культура». В сборнике опубликован реконструированный каталог фотоколлекции Машукова из собрания РНБ, СПб, выполненный по авторским аннотациям (номера, названия, даты снимков) 760 фотографий, подаренных В.Д. Машуковым Императорской Публичной библиотеке в 1904 г. (благодарим за содействие в установлении контактов Аллу Семерзину, старшего научного сотрудника музея архитектуры им. А.В. Щусева, г. Москва). В исследовательской работе А.В. Ярцевой скрупулезно собраны и обобщены биографические сведения об авторе, коллекции фотографий, приведена библиография печатных трудов В.Д. Машукова [18, с. 58-113]. Благодаря этой работе аннотации получили 720 музейных предметов – негативов на стекле, хранящихся в ДНИМ. Список Екатеринославских церквей, представленных в фотоколлекции Машукова, приведен ранее [1, с. 341]. Таким образом, наполнение темы не предметами, но исследовательскими материалами, относится к современности.

В предвоенный период в музейном фотофонде следует отметить несколько идентичных фотографий к. 1910-1920-х гг., имеющих непосредственное отношение к теме православных храмов Днепропетровска. На снимках, записанных в инвентаризации 1948 г. без указания на источник, изображены церковь Воскрешения Св. Пр. Лазаря на Севастопольском кладбище и фрагмент фасада с юго-западной стороны (Ф-4304, 4303). Еще одна фотография с той же датой съемки (Ф-4569) – «Вид кладбища» (общий вид на Севастопольское кладбище и Лазаревскую церковь) – была списана в 1953 г., но осталась в фонде. Ценность этих фотографий в том, что церковное здание изображено на них до разрушений советского периода. Пострадавшее в ВОВ церковное здание, «коробку без колокольни и куполов», несмотря на просьбы церкви, органы власти занять верующим не разрешили [5, с. 3-5]. На ее месте к 100-летнему юбилею Крымской войны был воздвигнут мемориал Героям обороны Севастополя.

В послевоенный период фотофонд музея обогатился небольшими в численном отношении коллекциями видовых почтовых открыток, закупленных у разных лиц. В коллекции видовых Екатеринославских почтовых открыток представлена архитектура православных церквей города к. ХІХ – н. ХХ вв.: Преображенского собора, Троицкой церкви, Успенской, Благовещенской, Покровской, Кладбищенской (Александро-Невской).

Материалы музейного делопроизводства дают возможность представить интенсивность и частоту поступлений в состав музейного собрания продукции филокартии по теме коллекции. Наиболее раннее поступление в рубрике екатеринославской филокартии музея видов православных церквей относится к 1961 г. – открытка «Преображенский собор», издание Алексеева, до 1905 года (Ф-8034). Передача была сделана научным сотрудником музея Е.В. Черных. Среди 5 екатеринославских видовых открыток, переданных научным сотрудником музея Г.Ф. Иосиковым в 1962 г., для коллекции представляет интерес «Кафедральный собор», издание Алексеева, до 1905 г. (Ф-8143).

В 1964 году из личной коллекции А.А. Каневской было закуплено 120 открыток начала ХХ в. – 1950-х гг. Среди видовых открыток Екатеринослава представлены православные церкви города: церковь Чечелевского кладбища (Александро-Невская), издание Дитятковского товарищества, н. ХХ в. (Ф-8414); «Троицкая церковь», издание Алексеева, до 1905 г. (Ф-8415); «Успенская церковь», издание Алексеева, до 1905 г. (Ф-8417); «Благовещенская церковь», издание ТД Мясоедова, Белоус, Жемчугов, н. ХХ в. (Ф-8419); «Покровская церковь», издание ТД Мясоедова, Белоус, Жемчугов, н. ХХ в. (Ф-8420).

Продолжилось комплектование филокартии закупкой в 1970 году у бывшего сотрудника музея Г.Ф. Иосикова 210 открыток н. ХХ в. – 1960-х гг. Среди них вызывают интерес: «Успенская церковь», без указания издателя, н. ХХ в. (Ф-11914); «Троицкая церковь», издательство Сванстрем, н. ХХ в. (Ф-11916); «Александро-Невская церковь» (правильно – Благовещенская), Дитятковское товарищество, к. ХІХ – н. ХХ вв. (Ф-11917).

В 1972 г. 15 видовых открыток Екатеринослава передала сотрудник музея Т.Г. Четверикова, среди которых – «Собор», издание Дитятковского товарищества, н. ХХ в. (Ф-12295). В 1973 г. от З.Г. Пукаловой, жительницы Днепропетровской области, поступила открытка «Кафедральный собор», издательство не обозначено (Ф-13060).

Самая обширная, составившая базу музейной филокартии с видами Екатеринослава, коллекция днепропетровского краеведа Анатолия Федоровича Стародубова (1909-1979) была закуплена у Косько Зои Константиновны в 1980 г. и насчитывает около 600 единиц. В ее составе представлены: «Успенская церковь», издание Дитятковского товарищества, н. ХХ в. (Ф-20917); «Александро-Невская церковь» (правильно – Благовещенская), издание неизвестно, н. ХХ в. (Ф-21033, Ф-21034); «Троицкая церковь», издание Браиловского, до 1905 г. и другие издания разных выпусков (Ф-21003, Ф-21029, Ф-21039, Ф-21040); «Кафедральный собор», издание Рихтера, н. ХХ в. (Ф-21118); «Собор», издание Дитятковского общества, к. ХІХ – н. ХХ вв. (Ф-21119); «Кафедральный собор», издательство Гранберг, н. ХХ в. (Ф-21120); «Собор», издание Браиловского, к. ХІХ – н. ХХ вв. (Ф-21183).

В составе 20 екатеринославских открыток коллекционера М.Я. Карасева, закупленных музеем в 1981 – «Троицкая церковь», издание ТД Мясоедова, Белоус, Жемчугов, 1910-е гг. (Ф-21656); «Александро-Невская церковь» (Благовещенская), издание магазина Э.Э. Блумберг с рукописным текстом поздравления с Пасхой 1902 г. В.Д. Машуковым Александры Петровны Рекало (Ф-21660); «Собор», издатель неизвестен, к. ХІХ – н. ХХ вв. (Ф-21661).

В современный период музейное комплектование видовой Екатеринославской открытки затруднено, прежде всего, из-за высокой конъюнктуры спроса на рынке филокартистов, и вследствие этого высокой цены на всю продукцию и повышенной – на определенные спросом и редкие экземпляры. Продолжение сбора екатеринославских открыток, в частности православной архитектуры, ныне происходит путем закупок у частных лиц. В 2001 г. из семейного архива И.Л. Снежковской, жительницы города, приобретена открытка «Преображенский собор», издание Дитятковского товарищества, н. ХХ в. (Ф-31556), в 2007 г. из семейного архива В.А. Задохиной – «Собор», издание Дитятковского товарищества, 1902 г. (Ф-32721).

В планах пополнения коллекции екатеринославской филокартии – полное комплектование сюжетами: «Вознесенская церковь», «Воскресенская кладбищенская церковь», «Крестовоздвиженская церковь» (2-ая), «Тихвинский монастырь», а также продолжение комплектования екатеринославской тематики по издательствам и выпускам серий.

К теме коллекции среди видов города на открытках следует отнести и фасадную съемку учебных заведений – Духовное училище (Ф-21287), Духовную семинарию (Ф-8384, Ф-10741, Ф-21208), а также светские учебные заведения, где были устроены домовые церкви.

В советский послевоенный период поступления, имеющие отношение к теме городских православных храмов, носят несистематический характер, опосредованно раскрывая некоторые факты из истории храмов.

Среди большого комплекса фотофонда этого периода комплектуются материалы, отражающие тему разрушений и злодеяний фашизма. Представляет интерес фасадная съемка разрушенной Севастопольской церкви, 1944 (?), инвентаризация 1948 г. В наличии комплекс фотографий с внешними видами разрушенного в ВОВ Преображенского собора: снимки к. 1940-х – 1954 г. (Ф-6758, Ф-6759) – поступление 1955 г. («передано в музей от разных лиц и учреждений»); снимок 1957 г. в комплексе послевоенного периода восстановления народного хозяйства (Ф-14516) – передача 1976 г. П.С. Пришедько. Также представлен снимок 1945-1950 гг. «Вид на Троицкий собор с проспекта К. Маркса» (Ф-18053), переданный в 1979 г. неизвестным лицом.

Непосредственное отношение к теме православной церкви в крае имеют фотоматериалы, переданные уполномоченными совета по делам религий при Совете Министров по Днепропетровской области.

Лебедь Ф.Н., представитель аппарата Днепропетровского совета по делам религий, передал в 1981 г. комплекс материалов с фотосюжетами Божественной Литургии 1978 года в Свято-Троицком соборе Днепропетровска (Ф-21994, Ф-21995). На фотографиях в интерьере собора – Патриарший Экзарх Украины Филарет, Архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, управляющий Днепропетровской епархией Леонтий (Гудимов) и духовенство Днепропетровской епархии. На фотографии 1978 г. запечатлены два архипастыря: Леонтий (Гудимов) и Никодим (Руснак), чья жизнь в разные годы была связана со служением в Днепропетровской епархии. Архиерейская кафедра в Днепропетровске в это время была ликвидирована (с 1961 г.), и Днепропетровско-Запорожскую епархию возглавляли Епископы Симферопольские и Крымские – временно управляющие Днепропетровской епархией [11, с. 58-64]. На фотосъемке 1981 г. запечатлены Патриарший Экзарх Украины Филарет, управляющий Днепропетровской епархией Леонтий (Гудимов), епископ Симферопольский и Крымский, во время совершения Литургии в Свято-Троицком соборе Днепропетровска (Ф-22000 – Ф-22003).

В 1982 г. небольшая подборка фотографий (фасадной съемки) была передана в музей сыном архитектора В.В. Самодрыги: «Свято-Николаевская церковь. Кайдаки», 1970-е гг. (Ф-23366); «Свято-Николаевская церковь. Игрень», 1970-е гг. (Ф-23368); «Свято-Троицкий собор», 1970-е гг. (Ф-24128, Ф-24129). В этом же году от уполномоченного совета по делам религий Днепропетровской области В.С. Шендрика в музей поступили фотографии: «Крестовоздвиженская церковь в Диевке», 1970-е гг. (Ф-25182); «Свято-Николаевская церковь в Новых Кайдаках», 1970-е гг. (Ф-25185). Эти фотографии соответствуют «Списку объектов культа Днепропетровской области», на которые трестом «Строймонумент» составлены акты обследования памятников архитектуры [6, с. 60]. Общины верующих, «в эксплуатации которых находились памятники архитектуры», с 1940-х гг. заключали арендные и арендно-охранные договора с Управлением по делам архитектуры [7, с. 201, 228].

В справке 1981 года об использовании культовых зданий, составленной уполномоченным по делам религий, отмечено: «… провести реставрационные работы тех бывших молитвенных зданий, которые определены как памятники архитектуры, и использовать их для размещения музеев, спортивных залов и др. культурно-бытовых целей» [8, с. 7].

В 1981 в музейное собрание была передана пленка из Архива КФФД (Киев, ул. Соломенская, 24) – позитивная копия фильма о закрытии Свято-Николаевской (Брянской) церкви из киножурнала № 2/118 «На Дніпропетровщині за вимогами робітників закрито церкву «300-ліття дому Романових», 1930 р. (Нег-10806). В 1982 г. из частного архива неизвестным лицом музею передана сюжетная фотография «Митинг трудящихся по поводу снятия колоколов Брянской церкви», 1929-30 гг. (Ф-23899).

Копия фильма изготовлена в связи с проведением реконструкции и реставрационных работ в помещении бывшего храма для его переоборудования под Органный зал. Здание закрытой Брянской церкви к этому времени находилось в руинах, но было признано памятником архитектуры решением облисполкома № 563 от 05.10.1979 [9, с. 4]. Для восстановления первоначального архитектурного облика понадобились документальные материалы. История храма после его закрытия показана в архивном документе: «С 1928 до весны 1934 г. здание использовалось под металлургическую выставку завода им. Петровского, а с весны 1934 г. здание было передано под детский внешкольный комбинат, который до этого времени размещался в здании СШ № 36. Внутри здания ОКСом завода им. Петровского все было перестроено, переоборудовано и комфортабельно обставлено, украшено с учетом потребностей задач по организации внешкольной работы с детьми. Посредине здания размещался большой зал, который использовался, как зал для массовой работы, для проведения занятий физкультурного сектора, хореографической студии и пр. Боковые приделы были переоборудованы один под библиотеку-читальню, другой для массовых музыкальных кружков: домристы – 60 чел., духовых инструментов – 40 чел., баянистов – 30, работавших в разные дни и в 2 смены. Алтарь был переоборудован под сцену, где выступали кружки художественной самодеятельности. Рядом со сценой, направо, в комнате была столовая, пропускавшая в день не менее 120 человек детей, налево – комната для переодевания выступающих на сцене. Сцена была запотолочена для организации вверху над ней студии изобразительного искусства. Кроме этого внутри здания размещались три класса пианино, два класса скрипки, вверху над входом размещались фотолаборатория, кабинет директора и завуча, комнаты для врача. Для раздевалки была сделана кирпичная пристройка, примерно на 400 вешалок…. В период временной немецко-фашистской оккупации города церковники захватили комбинат, все созданное для детей уничтожили и организовали в здании церковное служение. В настоящее время исполком Ленинского района Совета депутатов трудящихся …. подняли ходатайство о возврате здания для использования его по назначению под спортзал молодежи Ленинского района города…» [5, с. 68]. В 1961 г. общину лишили регистрации, и храм был закрыт.

Из семейного архива в 1981 г. пенсионер П.Л. Буряк (с. Вольное Новомосковского района) передал фотографию «Монахи монастыря Екатеринославского архиерейского дома на уборке листьев в саду», нач. ХХ в. (Ф-22595).

В 1982 г. жительницей города В.А. Середой была передана фотография фасада Преображенского собора 1960-х гг. до начала его реставрации. В «Справке о состоянии церковных зданий по Днепропетровской области» можно найти описание собора в н. 1950-х: «… здание с внешней стороны имеет непривлекательный вид, сняты кресты, снят купол колокольни, отвалились лепные карнизы, частично побита по стенам штукатурка, разбиты в окнах стекла, частично разрушены лестничные ступени, ведущие в храм и др. разрушения… состояние этого церковного здания привлекает внимание делегаций, посещающих Днепропетровск..» [10, с. 42, 44]. После проведения капитальных реставрационно-восстановительных работ в Соборе – памятнике архитектуры республиканского значения – был вновь открыт музей истории религии и атеизма (в 1931 г. – антирелигиозный музей).

В 1985 г. происходит пополнение музейной коллекции фотографиями, сюжетно имеющими отношение к празднованию Дня Победы в Днепропетровске, запечатлевшие портретную съемку духовенства епархии во время возложения цветов к Мемориалу. Из сбора заведующей отделом истории религии А.Н. Фаримец в фонды переданы фото: «Священники РПЦ у памятника Славы. День Победы. С.К. Синюткин, протодьякон Троицкого собора; Я.Ю. Денека, настоятель Покровской церкви с. Кулебовка Новомосковского района; К.Х. Огиенко, секретарь Днепропетровского Епархиального Управления, священник Троицкого собора; А.Г. Рафальский, священник Троицкого сбора; А.Ф. Свидунович, настоятель Николаевской церкви г. Днепродзержинска. Днепропетровск. 09.05.1985» (Ф-30065, Ф-30066).

Для фотовыставки, организованной в нашем музее в 1989 г., посвященной 150-летию фотографии, были привлечены материалы, переданные горожанами для экспонирования на выставке, а затем на постоянное музейное хранение. Среди них был передан семейный фотоархив уроженки города И.О. Янушек, в котором интерес для коллекции представляет фотография «Отец Василий (Лонгинов)», Екатеринослав, 1916 г. (Ф-28948), служивший священником в храме Воскрешения Св. Пр. Лазаря на Севастопольском кладбище. Справочная книга Екатеринославской епархии 1908 г. предоставляет следующие сведения: «Священник Василий Никитович Лонгинов, 55 лет, окончил курс Духовной Семинарии, студент, законоучит., член и казначей Екатеринославского Отделения Училищного Совета, в семействе у него жена и дети: 24, 21, 19 – София, Мария и Екатерина. Награды (последняя) – Анны 3 степени, 1906 г. Псаломщик с 1873 г.; священник с 1877 г.; в Лазаревской церкви с 1906 г.» [17, с. 27].

Современный период жизни Днепропетровской епархии представлен сюжетной съемкой фотографа ДИМ Ю.В. Воротникова – «Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим в Спасо-Преображенском соборе Днепропетровска», 1993 г. (нег-14564 – нег-14556), возвращенном верующим в 1992 году.

Наиболее интенсивный рост численного состава коллекции относится к 2000-м годам: и фотосъемка современного периода, и редкие дореволюционные материалы.

В 2001 г. историком-краеведом В.С. Старостиным музею были переданы фотографии нач. ХХ в. из семейного архива ректора Екатеринославской Духовной Семинарии, председателя Епархиального училищного совета А.В. Одинцова, обнаруженные и приобретенные им на днепропетровском рынке филокартистов (Ф-31712, Ф-31713, Ф-31715). Особый интерес представляет снимок «Монахини Свято-Тихвинского женского монастыря, Екатеринослав» (Ф-31714).

В 2001 г. из семейного архива жительницы Днепропетровска Г.А. Кулиш поступила портретная фотография «Священник Григорий Бамсанов с супругой, Екатеринослав, 1904» (Ф-31737).

Целенаправленное комплектование коллекции начинается с закупки у фотографа-любителя А.В. Долгова фотоколлекции «Храмы Днепропетровска», датируемой 2001-2005 гг. К 2002 году относится фасадная съемка действующих и строящихся храмов Днепропетровска. По благословению Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея была выполнена фотосъемка интерьеров, иконостасов, почитаемых икон. Численный состав коллекции составил 900 единиц хранения. Внезапная смерть А.В. Долгова не дала завершить намеченную работу. К сентябрю 2005 г. А.В. Долговым была выполнена интерьерная съемка в 39 днепропетровских храмах из намеченных 64 (данные предоставлены сотрудниками Управления Днепропетровской епархии УПЦ).

В настоящее время тема пополняется разнообразными сюжетными материалами, отражающими активные процессы, происходящие в жизни Днепропетровской епархии – строительство новых храмов, реконструкцию возращенных православных храмов, наполнение их церковной утварью и новыми святынями.

Тема духовной жизни современного общества в обращении к духовно-историческим традициям народа представлена в музейной коллекции сюжетными фотоматериалами, представляющими Причастие, Крещение, Венчание в днепропетровских храмах [церемония венчания в церкви]. В собрании имеются сюжеты празднования Пасхи, двунадесятых праздников и престольных. Особенно разнообразны сюжеты Богоявления – водосвятие в храмах города и на Днепре, совершаемые Митрополитом Днепропетровским и Павлоградским Иринеем и духовенством епархии. Пополняется коллекция портретной и сюжетной съемкой духовенства Днепропетровской епархии. В коллекции представлены фото, запечатлевшие Крестные ходы в Днепропетровске и на территории епархии с великими святынями православного мира – иконами Божией Матери Феодоровской, Почаевской, Умиление; пребывание в днепропетровских храмах великих святынь православного мира – мощей угодников Божиих и чудотворных икон. Представленная тема нашла отражение в разнообразных материалах первого за всю историю патриаршества визит на территорию Днепропетровской епархии Святейшего Патриарха Кирилла в фотографиях днепропетровских мастеров Д. Кравченко, Н. Мякшикова. Большое культурное событие для православной церкви Украины – ежегодные духовные фестивали православных песнопений (Рождественские, Пасхальные), проходящие в Днепропетровске, запечатлевают участников фестиваля, отражают программы праздников и находят продолжение в новых поступлениях.

 

Библиографические ссылки

  1. Архипова Т.А. Православные храмы Днепропетровска в фотособрании ДИМ // Роль музеїв у культурному просторі України й світу: стан, проблеми, перспективи розвитку музейної галузі [Збірник матеріалів загальноукраїнської наукової конференції з проблем музеєзнавства, присвяченої 160-річчю заснування ДІМ ім.Д.І.Яворницького]. – Випуск 11. – Д.: АРТ-ПРЕС, 2009.
  2. ГАДО. – Ф. 416. – Оп. 1. – Ед. хр. 197.
  3. ГАДО. – Ф. 6464. – Оп. 2. – Ед. хр. 28.
  4. ГАДО. – Ф. 6464. – Оп. 2. – Ед. хр. 34.
  5. ГАДО. – Ф. 6464. – Оп. 2. – Ед. хр. 37.
  6. ГАДО. – Ф. 6464. – Оп. 2. – Ед. хр. 35.
  7. ГАДО. – Ф. 6464. – Оп. 2. – Ед. хр. 32.
  8. ГАДО. – Ф. 6464. – Оп. 2. – Ед. хр. 27.
  9. ГАДО. – Ф. 6465. – Оп. 2. – Ед. хр. 27.
  10. ГАДО. – Ф. 6464. – Оп. 1. – Ед. хр. 6.
  11. Днепропетровская епархия: Информационно-справочное издание. – Д.: АРТ-ПРЕСС, 2008. – 648 с.
  12. ДНИМ. Инвентарные книги. Фотогруппа: книги 1-51.
  13. ДНИМ. Научно-делопроизводственный архив. – Ф. 1. – Оп. 1 (1900-1916). – Ед. хр. 1.
  14. ДНИМ. НДА. – Ф. 1. – Оп. 1 (1900-1916). – Ед. хр. 19.
  15. Каталог Екатеринославского областного музея им. А.Н. Поля. – Екатеринослав, 1905.
  16. Каталог Екатеринославского областного музея им. А.Н. Поля. – Екатеринослав, 1910.
  17. Справочная книга Екатеринославской епархии. Издание Екатеринославской духовной консистории. – Екатеринослав, 1908.
  18. Ярцева А.В. «В дар от В. Машукова в Екатеринославе». Материалы к биографии В.Д. Машукова // Российская национальная библиотека и отечественная художественная культура. Сборник статей и публикаций. – Вып.4. – СПб, 2009.