К вопросу о комплектовании фондов музея по теме: «развитие народного образования на Днепропетровщине»

Днепропетровский исторический музей им. Д.И. Яворницкого один из старейших на Украине, сокровищница многих реликвий мировой, украинской и отечественной истории. За свою 150-летнюю историю он превратился в один из научно-просветительных центров Украины.

Документальные и вещественные коллекции музея насчитывают 220 000 единиц, 70% из которых освещают историю Украины с 1917 до 90-х годов XX столетия.

Особое внимание уделялось формированию коллекций, посвященных проблемам современности, одной из которых является история развития народного образования в крае [более детально о развитии высшего дистанционного образования см. на сайте http://ecvdo.ru – прим.ред.].

Сбор материалов по данной теме начался с середины 50-х годов, отличался непланомерностью, зачастую носил случайный характер, подчинялся заданиям экспозиционного характера. На характер сбора коллекций по данной теме, как и по другим темам современности, оказывала влияние советская историография с ее идеологизированной целенаправленностью. Поэтому история развития народного образования освещалась с учетом документов, принятых на съездах КПСС.

Собраны материалы о работе лучших образцово-показательных детских садов, школ, семейных детских домов, сформированы комплексы материалов лучших педагогов, воспитателей, отличников народного образования. В фондовую коллекцию включены программы, учебники, вещественные материалы – парты, глобусы, портфели с набором школьных принадлежностей, школьная форма, учебные наглядные пособия и предметы. В результате нарушения исторической правды в сборе и комплектовании материалов значительная часть документальных материалов носила однобокий, тенденциозный характер.

В условиях радикальных перемен, происшедших на Украине, стержневым моментом в комплектовании фондов стало обеспечение объективного освещения событий через вещественный и фотодокументальный материал. Основными направлениями в комплектовании темы «Развитие народного образования в крае (1950–1999 гг.)» являются:

  1. Развитие народного образования в условиях экономического кризиса.
  2. Введение педагогических новаций в учебно-воспитательных учреждениях области (открытие лицеев, гимназий, колледжей, частных школ).
  3. Развитие национальной школы в крае.
  4. Беспризорность детей, наркомания, алкоголизм среди детей и подростков.
  5. Программа Президента Украины «Дети Украины» т реализация ее в крае «Дети Днепропетровщины».

Для сбора материалов по данным проблемам были определены следующие объекты:

  • Днепропетровская облгосадминистрация;
  • Днепропетровский областной комитет по народному образованию;
  • Днепропетровская областная комиссия по делам несовершеннолетних;
  • лицеи, гимназии, частные школы, частные детсады, колледжи;
  • общеобразовательные школы.

В настоящее время ведется сбор фотодокументальных материалов по юридическому лицею г. Днепропетровска, лицею информационных технологий при Днепропетровском госуниверситете, украинской национальной школы-гимназии № 136, частном экономическом лицее, частных школах «Бизнес и культура» и «Радость», детских приютах «Берегиня» и «Барвинок».

Собранный материал представляется в выставках по современности, в частности, в последней выставке «Государство – это мы».

Л.М. Чирич, старший научный сотрудник ДИМ

Джерело: Музей на межі тисячоліть: минуле, сьогодення, перспективи. (Збірник тез доп. та повід. міжнародної наук. конференції, присвяченої 150-літтю від дня заснування Дніпропетровського історичного музею ім. Д.І. Яворницького). – Дніпропетровськ, 1999. – 177 с.